Что чувствуют дети аутисты?

Представьте себе, что все ваши чувства вдруг перестали быть привычными. Одно неожиданным образом усилились, а другие практически пропали. Вряд ли после этого события вы сможете вести себя, как обычно – как того требует современное общество.

Что чувствуют дети аутисты?

  • Большинство детей с синдромом аутизма , страдают еще и дисфункцией сенсорной интеграции
    Какие же тогда чувства у аутиста?
  • Именно так в научном мире называют ту мешанину чувств, о которой речь шла выше
  • В это сложно поверить нам, обычным людям, но то, что для нас является нормой, может стать причиной тяжких страданий для малыша-аутиста
    Асоциальное поведение таких детей – это лишь следствие того, что они чувствуют каждую минуту своей жизни
  • Как раз отсюда вытекают чувства аутиста
  • и   стимы
    и консервативные  привычки  аутичных детей
    и их страшные истерики
  • Так люди с сенсорной дисфункцией пытаются хоть как-то осознать себя в этом мире и, собственно, сам этот мир
  • Американские кинодеятели даже как-то активно пофантазировали на эту тему, сняв молодежную комедию, названную в российском прокате «Без чувств»
    Главный герой фильма позволяет испытать на себе вакцину, которая в тысячи раз увеличивает его сенсорные возможности
  • На его голову со всех сторон сразу же обрушивается огромный поток информации, которую мозг не в состоянии переработать, а поведение его становится более чем странным
  • Процесс восприятия мира в голове здорового человека укладывается в строгую систему, каждая часть которой кладется на определенную «полку» мозга и вызывает определенную реакцию тела
    Все это происходит по отработанной схеме
  • Все элементы сенсорной системы находятся в согласии друг с другом и с остальными системами организма

А если эта четкая взаимосвязь нарушается?
Если вместо порядка воцаряется хаос?

Что же чувствует человек с аутизмом?

  1. Обоняние Что чувствуют дети аутисты?
  2. Как у нас: с помощью рецепторов, находящихся в носу, мы способны различать массу запахов
    Чем интенсивнее аромат, тем сильнее мы его ощущаем
  3. Как у них: не чувствуют никаких запахов либо не могут переносить даже тончайшего аромата, не говоря уже о вони
    Как следствие, аутисты могут подолгу спокойно находиться возле баков с мусором, в общественных туалетах или же, наоборот, не способны нормально ходить даже в чистый домашний санузел, боятся использования косметических средств – мыла, шампуней, не выносят людей с парфюмомЧто чувствуют дети аутисты?

Как у нас: органы зрения здорового человека позволяют различать цвета, предметы, очертания и т.п.

Как у них: их цвета могут быть более темными, чем на самом деле, очертания – быть размытыми, некоторые не понимают, насколько далеко от них находятся те или иные предметы
Ряд аутистов видит настолько хорошо, что их больше интересуют мелкие детали предметов, чем сами предметы – крупицы песка, частички земли, мелкие камешки

У части особенных детей предметы могут «прыгать» перед глазами

Слух

  • Как у нас: с помощью органов слуха здоровые люди способны улавливать различные слухи
  • Как у них: у аустистов нередко нормально функционирует только одно ухо, сложно воспринимать все звуки, им могут нравиться шумные звуки – могу нарочно шуметь
    Есть и другая крайность, когда аутичный ребенок воспринимает звуки интенсивнее – ему сложно находиться в общественных местах, Что чувствуют дети аутисты?абстрагироваться от шумовых эффектов вокруг
  • Вкус
  • Как у нас: рецепторы языка помогают здоровым людям различать все 6 вкусов
  • Как у них: нередко аутичным детям не хватает вкусовых ощущений, а потому они могут предпочитать блюда с сильно выраженными вкусами – очень сладкие или очень соленые
  • При отсутствии вкуса малыши тянут в рот все, что видят – жуют землю, сосут камни
    Другая крайность – не переносят острую или твердую пищу, категорически отказываются от определенных видов продуктов
  • Вестибулярная система
  • Как у нас: с помощью вестибулярного аппарата здоровые люди создают баланс положения своего тела относительно пространстваЧто чувствуют дети аутисты?Как у них: им с трудом дается это понимание, а потому ряду аутичных детей приходится использовать так называемые стимы – кружения, раскачивания, битье головой, топанье ногами
    Другая крайность – им сложно бегать, прыгать, иногда даже нормально ходить
  • Нередко особенных малышей может укачивать в транспорте, на качелях, на карусели
  • Проприоцетивная система
  • Как у нас: с ее помощью здоровые люди получают информацию о положении своего тела
  • Как у них: не осознают положения своего тела, а потому могут либо избегать стоять рядом с другими людьми, либо, наоборот, слишком приближаться к ним
    Нарушение данной системы создает трудности с мелкой моторикой
  • Дети-аутисты с нарушениями проприоцетивной системы могут натыкаться на предметы, не понимать, как застегивать пуговицы на одежде
  • Тактильная система
  • Как у нас: здоровые люди чувствуют кожей малейшие прикосновения и изменения температуры
  • Как у них: при нарушениях тактильных ощущений аутисты могут иметь слишком высокий или слишком низкий болевой порог, а потому либо обожают сильные объятия и рукопожатия, либо, наоборот, избегают любых прикосновений к своему телу других людей
    Некоторые аутисты могут намеренно причинять себе боль, чтобы получить тактильные ощущения
  • А другие очень избирательно относятся к тканям, из которых сшита их одежда – некоторые из них причиняют телу аутиста настоящую боль

Как помочь маленькому аутисту наладить систему сенсорных ощущений?

  1. Помимо очищающей программы Тенториум и наших групповых программ, которая эффективно восстанавливает весь организм, в том числе, и мозг, можно предпринять ряд мер по адаптации ребенка
  2. Прежде всего, следует установить, какие именно сенсорные нарушения присущи вашему маленькому аутисту
    Бывает и так, что в организме человека функции нескольких систем перепутаны (например, человек слышит музыку, и перед его глазами предстает зрительный образ)
  3. Этот недуг называется синестезия
  4. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка и анализируйте его
    Отслеживайте и отмечайте для себя все сенсорные неудобства малыша и, по возможности, избавляйте его от них
  5. Старайтесь регулярно создавать аутичному ребенку позитивные сенсорные впечатления, опираясь на его физиологические особенности
  6. Если малышу предстоит испытать негативный сенсорный опыт, постарайтесь подготовить его к этому событию
    Например, предупредите его о предстоящем осмотре у врача, о походе в магазин, о приеме горького лекарства
  7. Вы можете облегчить состояние своего особенного ребенка, обратившись за помощью к специалистам
    Речь идет не только об аутистах

Это поможет детям с дислексией  и с дисграфией  с ДЦП, с генетическими заболеваниями, с  гиперактивностью  и т.п. Сенсорная интеграционная терапия, автор которой – Джин Айрес, направлена на систематизирование и восстановление всех видов чувств

  • Вы можете помогать своему малышу самостоятельно, смягчая его негативный опыт и опираясь на его сенсорные особенности
    В зависимости от характера нарушения, вы можете поступать следующим образом
  • Развивайте вестибулярный аппарат с помощью домашнего спортивного комплекса, походов на детские площадки
  • Организовывайте пешие прогулки, заменяйте подъем на лифте походом по лестнице
  • Избегайте перестановок мебели – пусть интерьер вашего дома будет для малыша привычным
  • Каждый раз показывайте, насколько близко нужно стоять рядом с другими людьми
  • Развивайте мелкую моторику с помощью пластилина, бисероплетения, перебирания камешков и зерен
  • Используйте в доме аромат эфирных масел и натуральные средства для уборки , отказавшись от сильно пахнущих косметических средств и бытовой химии
  • Купите ребенку очки от солнца, повесьте в доме плотные шторы или жалюзи
  • Акцентируйте его внимание на ярких деталях интерьера, используйте цветные лампочки
  • Применяйте в комплексном восстановлении звукотерапию 
  • Установите в доме металлопластиковые окна с шумоизоляцией
  • Закутывайте ребенка во время сна в одеяло
  • Покупайте ему одежду только из приятных натуральных тканей, дома можно выворачивать вещи наизнанку, чтобы ребенка не беспокоили швы
  • Подходите к малышу только так, чтобы он видел ваше приближение, предупреждайте его об этом
  • Постепенно знакомьте маленького аутиста с различными тактильными ощущениями
  • Разнообразьте меню ребенка, знакомьте его с различными текстурами и вкусами
  • Используйте натуральную жевательную резинку – забрус воск , кедровую смолку
  • Ваши усилия не будут напрасными – так вы поможете своему малышу чувствовать себя гораздо увереннее в этом большом и враждебном ему мире

Источник: https://apicorrection.com/sensornaya-integraciya-chto-chuvstvuyut-autisty

Какими нас видят аутисты

Что чувствуют дети аутисты?

Это странные дети. Их взгляд ускользает от нас, и мы спрашиваем себя, видят ли они нас вообще. Их поведение удивляет, а то и пугает: они могут подолгу беспорядочно размахивать руками, кружиться на одном месте или по много раз монотонным голосом задавать один и тот же вопрос… Аутизм — название расстройства, которым они страдают, — нередко превращается в оскорбительную насмешку, разрывающую сердце родителей.

За последние два десятилетия число людей с диагнозом «аутизм» стремительно растет во всем мире.

«Например, в США этот диагноз ставится одному из 88 детей, — рассказывает психиатр Брайан Кинг, директор Центра Сиэтла для детей с аутизмом (США). — А в Южной Корее даже одному из 38».

Для России нет точных цифр, но, по наблюдениям экспертов, в любом классе и в любой группе детского сада встречается ребенок с одной из легких форм аутизма.

Спустя несколько месяцев после рождения эти дети уже кажутся необычными (хотя диагноз ставится в полтора года). Проявления чрезвычайно разнообразны, недаром специалисты говорят: «Если вы знаете одного человека с аутизмом — это не значит, что вы знаете об аутизме».

Некоторые дети овладеют речью, другие нет. Одни будут отставать в умственном развитии (таких примерно 45%), у других проявится блестящий интеллект или феноменальная память. Кто-то сделает открытия или напишет книги, а кто-то так и не сможет научиться читать. Но какими бы разными они ни были, люди с аутизмом способны открыться, если мы приложим усилия, чтобы научить их общаться с нами.

Своеобразие аутиста прежде всего в том, что он по-другому слышит, видит, ощущает реальность.

«Из-за генетических нарушений мозг таких детей избыточно активен, — говорит Моника Зильбовичус, психолог из французского Института здоровья и медицинских исследований (Inserm). — Он просто не успевает соединять, анализировать все то, что ребенок видит, слышит, осязает. Мир воспринимается фрагментарно и искаженно».

Нарушение восприятия может привести к тому, что ребенок, например, путает поднятый палец и карандаш.

Для него человеческий голос не отличается от других звуков: он не реагирует на свое имя (родителям кажется, что он не слышит), но вздрагивает, когда по улице проезжает машина.

Такая сенсорная путаница встречается и в отношении осязания: «Маше сейчас 4 года, она не выносит прикосновения мягких материалов вроде бархата, как будто бы они ее обжигают, — рассказывает ее мать. — Зато ей нравится трогать и гладить колючую мочалку для мытья посуды».

Все мы общаемся с другими людьми благодаря органам чувств, они помогают ориентироваться в мире и понимать окружающих.

Данные от органов зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния, поступая в мозг ребенка с аутизмом, накладываются друг на друга, как кирпичики, которые не скреплены цементным раствором.

И как только случается что-то неожиданное, например раздается громкий звонок или возникает сильное желание сходить в туалет, — неустойчивое нагромождение «сенсорных кирпичей» рассыпается. Возникает паника.

Девятилетний Максим, например, не выносит аплодисментов. Этот звук вызывает у мальчика острую тревогу, из-за чего он может полностью потерять контроль над собой.

Аномалия чувственного восприятия — это причина необъяснимого крика детей с аутизмом в раннем возрасте.

Читайте также:  Как заинтересовать ребенка шахматами: простые советы

Отсюда и их стремление найти ощущение, которое успокоит внутреннюю бурю: смотреть на вращающуюся игрушку, кусать самого себя, раскачиваться.

Некоторые стереотипные движения типичны для аутизма: например, быстрое размахивание руками, которое родители описывают как движения бьющей крыльями испуганной птички или бабочки. Все эти повторяющиеся движения успокаивают таких детей, возвращая им уверенность в себе и чувство безопасности.

«Аутизм — это «развитие по-другому»: такие дети думают и учатся по-своему, иначе воспринимают информацию, — говорит Джо Стивенс, директор программы помощи аутистам EarlyBird (Великобритания). — У нас нет магического шара, чтобы увидеть, каким станет ребенок в будущем.

Но у каждого можно добиться позитивных изменений. Родители — лучшие учителя своего ребенка, но им требуется поддержка профессионалов. Причина неуспеха бывает только одна — если ребенку не подобрали подходящей именно ему программы помощи.

Нужно не успокаиваться, а продолжать искать инструменты, которые позволят ему общаться с миром».

Мы можем общаться с другими людьми благодаря тому, что способны понимать их чувства. С первых же месяцев жизни младенец учится различать выражение лица матери и улавливать ее эмоциональное состояние. Постепенно он начинает устанавливать связи между своими чувствами и тем, что происходит во внешнем мире.

Например, падая, дети всегда смотрят на реакцию родителей.

Если мать пугается и хмурится, ребенок понимает, что произошло что-то плохое, но если она с улыбкой помогает ему встать, то для него это событие уже не выглядит драматическим.

Со временем ребенок начинает осознавать и называть словами разные свои состояния. Восприятие себя формируется на основе реакций других людей, и прежде всего — матери.

Но ребенок с аутизмом лишен такой возможности. «Его мозг получает лишь частичное изображение тех, кто к нему обращается, — поясняет Моника Зильбовичус.

— Например, он видит только рот и щеки, но не глаза.

В результате у него просто нет шанса научиться различать мимические выражения радости, гнева, огорчения и многих других эмоций, которые составляют важную часть нашего невербального общения».

Большинство же детей примерно к трехлетнему возрасту способны приписывать другому определенное настроение. Ребенок постепенно улавливает, что мысли, представления, желания окружающих отличаются от его собственных, так постепенно дети начинают общаться и взаимодействовать с другими. Научившись понимать их поведение и желания, они находят в этом взаимодействии подлинное удовольствие.

Что чувствуют дети аутисты?

Повторим: ребенку с диагнозом «аутизм» понимание эмоций дается с трудом. Даже когда у него высокий уровень интеллекта и он правильно пользуется речью, окружающие все равно сбивают его с толку, иногда пугают и слишком часто остаются непонятны.

14-летняя Элла хорошо справляется с программой школы. Но ей чрезвычайно трудно воспринимать шутки одноклассников.

«Разговаривая, мы используем метафоры, абстрактные образы, опираемся на интонации, — объясняет Кристин Халл, клинический психолог Центра аутизма в Атланте (США). — От ребенка с аутизмом все это ускользает.

Для него слово — это только слово. Потому что мышление аутиста — это конкретное мышление».

Элла видит, что окружающие смеются над ее словами, но не способна понять, что их рассмешило. «Детям, таким как Элла, метафоры не под силу, они не способны спонтанно их понимать, — добавляет психолог.

— Когда ребенок слышит, что его мать «глотает книги», он ее видит буквально заглатывающей листы бумаги.

Ему трудно дается понимание неявно выраженного, а особенно того, что так осложняет учебу в школе, — абстракции».

Аутизм — это врожденное нарушение психического развития. Им нельзя заболеть, и от него нельзя излечиться.

«Долгое время специалисты предполагали, что аутизм может быть следствием психологической травмы, полученной в раннем детстве, когда родители были холодны и жестоки в обращении с ребенком, — говорит Брайан Кинг.

— По другой версии, спровоцировать его могли вакцины для детских прививок. Однако ни та, ни другая гипотеза не подтвердились».

Причина аутизма в генетических сбоях, подчеркивает психиатр. Согласно другим данным, у людей с аутизмом наблюдается избыточность нейронных связей между отделами головного мозга.

Как следствие, их мозг перегружен и не справляется с потоком информации.

Кроме того, у недоношенных детей с массой тела менее 2 кг риск проявления расстройств аутистического спектра в 5 раз выше, чем у остальных новорожденных.

Человеку с аутизмом, который не «считывает» переживания других, трудно добиться и того, чтобы другие понимали его собственные чувства. Его голос звучит монотонно, без модуляций, он может произнести «большое спасибо» гневным тоном, которого сам не ощущает, невольно он может делать бестактные замечания.

Так, Элла при других одноклассниках заявила учительнице математики, что у той «здоровенный нос». Она вовсе не хотела ее обидеть. Но неспособность воспринимать чужие эмоции часто вызывает раздражение или даже гнев.

«Для них жить в обществе — словно бродить по дремучему лесу», — подчеркивает Кристин Халл.

Даже люди с «высокофункциональным» аутизмом — те, кто получает высшее образование, работает и живет с не-аутистами, — признаются, что постоянно чувствуют себя неуверенно.

«Мне пришлось выучить наизусть, как надо себя вести в каждой конкретной ситуации», — рассказывает одна из знаменитых аутистов Темпл Грэндин (Temple Grandin) в книге «Отворяя двери надежды».

Можно привести в пример и молодую москвичку Светлану, которая повзрослела, уже работает инженером, но в свои 26 лет так и не научилась смотреть в глаза собеседникам: «Хотя этого никто не замечает, потому что я натренировалась смотреть на точку между бровями, когда говорю с человеком». Всегда настороже, они с самого раннего возраста тратят всю энергию на то, чтобы жить среди нас, адаптироваться к звукам и зрительным образам и наконец понимать то, что мы говорим.

«Да, они демонстрируют дефицит эмпатии, но из этого не следует делать вывод, что они не способны испытывать эмоции, — предупреждает Кристин Халл.

— Любовь, привязанность, теплые отношения нужны им так же, как нам. Если не больше!» И заключает с улыбкой: «И мы должны пойти им навстречу, дать каждому из них те ключи, которые ему нужны.

По отношению к ним самим не вести себя подобно людям с аутизмом».

Стив Саммерc, взрослый с синдромом Аспергера, написал пронзительное признание, которое опубликовано на портале Autismum.

«Я аутист, и я устал. Устал от того, что меня отвергают. Устал от того, что меня игнорируют. Устал от того, что меня исключают. Устал от того, что со мной обращаются как с изгоем. Устал от людей, которые не понимают, что такое аутизм. От людей, которые отказываются принимать аутистов такими, какие они есть.

Устал от чужих ожиданий, что я постараюсь и буду вести себя «нормально». Я не «нормальный». Я аутист. Хотите нам помочь? Слушайте аутичных людей. Приложите больше усилий, чтобы узнать об аутизме. Примите, что мы другие, но не хуже. Не пытайтесь превратить нас в плохую копию вашей идеи о «норме».

Примите, что для нас нормально быть собой. Примите, что мы люди с такими же чувствами, как и все остальные. Пожалуйста, будьте добрыми и поддержите нас. Пожалуйста, проявляйте инициативу в общении с нами.

Мы редко можем сделать шаг навстречу после целой жизни отвержения, исключения и травли… Я аутист, и я хочу, чтобы меня ценили и принимали таким, какой я есть»

Материал подготовлен при поддержке фонда «Обнаженные сердца», организатора II Международного форума «Каждый ребенок достоин семьи»

Что чувствуют дети аутисты?

«Степа у меня единственный ребенок, мне не с чем было сравнивать. Я все принимала как есть. Например, одна знакомая мама организовывала домашние музыкальные занятия.

Степа никогда ни в чем не участвовал, ни за кем не повторял, на детей не обращал внимания. Сейчас-то я понимаю, что все это были признаки. Но тогда мне просто казалось, что у меня необщительный ребенок.

А что не разговаривает — ну так мальчики всегда позже начинают».

Что чувствуют дети аутисты?

Когда женщина презирает отца своих детей и передает им это отношение — иногда сознательно, иногда не очень, — детская душа разрывается от противоречия: «Разве может быть плохим папа, который так меня любит? Но разве можно любить папу, если мама его ненавидит?» Чем опасны такие ситуации и почему важно поддерживать детскую любовь к отцу?

Источник: http://www.psychologies.ru/articles/kakimi-nas-vidyat-autistyi2/

Ребенок-аутист видит и слышит мир иначе

Что чувствуют дети аутисты?

Аутизм — диагноз для России относительно новый и звучит весьма пугающе.

Семьи, в которых растет ребенок-аутист, окружены стеной недоверия и враждебности, обычные люди стараются увести своих детей подальше от «особенных» со словам «как бы чего не вышло».

О том, что следует знать родителям аутистов, самим аутистам и окружающих их людям, в интервью рассказала педагог-психолог Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Наш дом» Наталья Клыкова.

— Наталья, начнем с азов — что такое аутизм? Бытует мнение, что таких детей с каждым годом становится все больше.— Аутизм называют аномалией психического развития. Раньше, как раз лет 20-30 назад, детям с расстройством аутентичного спектра ставили диагноз «ранняя детская шизофрения». Однако действительно сейчас таких детей стало больше.

У нас в России нет достоверной статистики, в США — есть, так вот там фиксируют последние 10 лет рост числа таких детей. С чем это связано? Есть масса гипотез. Возможно влияние различных факторов: от генетических до экологических. Есть версии, что аутизм — результат вмешательства в иммунную систему в результате вакцинации либо серьезной вирусной инфекции…

И есть совершенно необъяснимые случаи… Что стало первопричиной? Экология, мутация генов — неизвестно.Сейчас диагноз «аутизм» ставят детям с совершенно различной симптоматикой, практически всем детям, у которых возникают сложности с коммуникацией. Я категорически против обобщения, когда наблюдение над одними детьми формирует мнение о подобных детях вообще.

— Но как обнаружить признаки аутизма у ребенка, если вы говорите о различной симптоматике?

— Внимательная мама всегда увидит, что ее малыш чем-то отличается от остальных детей. В совсем раннем возрасте о таких говорят, что ребенок совершенно «беспроблемный». Тихий, предпочитает побыть один. Из возможных «странностей» — не любит, когда к нему прикасаются, не говорит, не смотрит в глаза. Как только мама почувствовала неладное, нужно бегом бежать к специалисту.

— Психиатру?

— Вот здесь у нас как раз очень большой провал — сложно четко обозначить специалиста, который поставит верный диагноз. Мало какая мама решится сразу отвести своего ребенка к психиатру. Но если у вас есть невролог, который давно наблюдает ребенка, то его рекомендации были бы очень кстати. И он сможет отличить один из признаков аутизма — когда, например, ребенок совсем не смотрят в глаза собеседнику — от возрастной особенности, когда дети просто не научились фиксировать взгляд. И проблемы с речью могут быть вызваны массой причин, а не только расстройством аутистического спектра.

— А если семья живет в регионе, где обычных-то педиатров мало, не то, чтобы хороших неврологов и психотерапевтов…

— Если появились серьезные опасения — копить денег, хватать ребенка и везти в столичные центры. Это Центры лечебной педагогики, существует также Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход»…. Читать интернет-форумы родителей, чьи дети больны аутизмом — искать жителей вашего региона и спрашивать, спрашивать. Родительские сообщества есть по всей России. Но большая проблема в том, что полностью отсутствует государственная поддержка семей с детьми-аутистами. Поэтому даже московские мамы часто не знают, куда бежать. Но важно понять: сами родители могут многое сделать, чтобы помочь ребенку. Это ваш ребенок, он нужен, прежде всего, вам! ИА REGNUM: Когда могут поставить диагноз аутизм, чтобы исключить возрастные особенности и специфику индивидуального развития?До 2,5 — 3 лет диагноз официально не ставят. Если у мамы есть опасения, она волнуется — могу дать совет заниматься с ребенком больше. Берите книги, рекомендованные для занятий с детьми с аутизмом — и занимайтесь! Лучше перестраховаться, не ждать диагнозов.

Читайте также:  Как отучить ребенка приходить ночью к родителям?

— Какую литературу вы порекомендовали бы почитать родителям, которые столкнулись с таким диагнозом — или боятся с ним столкнуться?

— Можно почитать про методы сенсорной интеграции, про ABA-терапию. Замечательная есть книга, ориентированная на родителей — «Детский аутизм и ABA» Роберта Шрамма, вышла совсем недавно. Особый интерес вызывает книга «Особое детство» Ирис Юханссон: автор — психолог из Швеции с диагнозом «аутизм». Юханссон описывает то, как она чувствует и воспринимает мир, что происходило в ее детстве, что ощущает внутри себя аутист. Эта книга очень важна для тех, кто хочет понять своего ребенка.

— Что вызывает наибольшие сложности при взаимодействии с ребенком-аутистом?

Источник: https://dislife.ru/articles/view/23685

О чем надо знать, общаясь с человеком, у которого аутизм? 10 важных моментов

Что чувствуют дети аутисты?

Делиться мыслями и идеями не всегда просто. А если у вас аутизм, то эта задача становится еще более сложной.

Детский писатель Майкл Розенне из тех, кто привык оставлять проблему без решения. Розен расспросил Алис Роу — британскую писательницу, которая пишет об аутизме — о том, как люди с аутизмом видят мир и как их восприятие мира отличается от «нейротипичного».

Алис Роу сама живет с синдромом Аспергера. По ее словам, мы все должны понимать, что у каждого из нас своя картина мира, которая отличается от того, как видит мир другой человек. И у каждого — свой уникальный опыт общения с миром. Если помнить об этом, то, по словам Роу, мы сможем понимать друг друга лучше.

Алис Роу рассказала Майклу Розену о десяти особенностях восприятия мира у людей с аутизмом, которые для них характерны во время общения.

 Все люди с аутизмом разные, но у них похожие проблемы

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Изображение пазла — символ аутизма

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, один из 160 детей в мире рождается с расстройством аутистического спектра (аутизмом). В Великобритании процент детей с аутизмом среди новорожденных выше среднемирового: расстройство диагностируется у одного из ста младенцев.

Расстройство аутистического спектра влияет на то, как человек видит, слышит, чувствует и взаимодействует с миром и людьми. Для человека с аутизмом может быть сложнее разговаривать с окружающими и распознавать знаки коммуникации. В таких ситуациях они испытывают большое беспокойство.

Для многих людей с расстройством аутистического спектра сложно воспринимать речь, если присутствуют посторонние шумы.

У разных людей аутизм проявляется по-разному. У некоторых проявления расстойства могут быть гораздо более заметными, чем у других. Некоторые люди с аутизмом могут быть очень шумными и общительными, а другие — вести себя тихо и отстраненно. Некоторые из них предпочитают общаться с помощью жестов и знаков.

Хотя многие сталкиваются с похожими проблемами в общении, влияние этих особенностей на их жизнь может очень сильно отличаться.

2. Им может быть сложно воспринимать чужую речь на фоне шума

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Как бы вы себя чувствовали, если мы не могли концентрироваться на речи вашего собеседника, а слышали бы все, что происходит вокруг вас, каждый звук?

«Нейротипичный» человек (то есть не страдающий расстройством аутистического спектра) может концентрироваться на том, что говорит в данный момент конкретный человек, потому что его мозг способен отсекать все не относящиеся к разговору звуки и шумы.

Но многие люди с аутизмом не способны фильтровать звуковой поток и не способны отделить фоновый шум от речи. В этом случае сразу несколько звуковых потоков — уличный шум, музыка, разговоры прохожих — одновременно конкурируют за их внимание.

Расслышать, что говорит тот или иной человек, может оказаться сложной задачей для человека с аутизмом. Ему необходимо гораздо больше усилий, чтобы сосредоточиться на речи, и скорее всего ему придется просить собеседника повторить сказанное.

3. Люди с аутизмом могут не улавливать намеки и сигналы, которые легко понимают другие люди

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Две трети передаваемой во время общения информации — невербального характера.

Попробуйте поэкспериментировать и во время разговора «выключить» мимику и говорить монотонно.

Легко ли вам выражать свои эмоции и мысли таким образом?

Люди с аутизмом могут не улавливать такие нюансы, как тон речи и выражение лица. Им также сложно понять, как эти нюансы меняют значение сказанного.

В результате, люди с аутизмом более склонны всопринимать слова буквально. Им сложно понять сарказм, иронию, метафоры или игру слов.

Но не надо думать, что любой человек с аутизмом не способен понять нюансы разговора. Многие способны научиться считывать и расшифровывать такие невербальные сигналы, но дается им это зачастую довольно тяжело.

4. Контекст помогает пониманию

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Когда вы что-то говорите, не ждите, что собеседник обязательно сам поймет контекст, а тем более подтекст. Если вы объясните, почему то, что вы говорите, важно, это будет способствовать лучшему пониманию и поможет в общении.

Иногда человеку с аутизмом сложно понять истинное значение того, о чем говорят другие, если им не хватает информации для понимания контекста. Поэтому очень важно в разговоре с человеком с расстройством аутического спектра давать наиболее полный контекст для понимания ситуации.

Алис приводит пример. Если вы вдруг увидели на пляже Брайтона дрозда и воскликнули «Ого, посмотри, какая птица!», то ваш собеседник с аутизмом, скорее всего, не поймет, что именно вы имеете в виду. Но если вы добавите: «Так странно видеть дрозда у моря», то ему будет гораздо проще.

5. Человеку с аутизмом сложно понять, когда уместно разговаривать с другими

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Как выбрать правильное время для разговора?

Людям с аутизмом, как правило, сложнее «считывать» некоторые знаки в поведении человека, понимать жесты и мимику, поэтому им сложнее решить, когда стоит начать разговор, а когда лучше этого не делать.

Если вы заговорите первым, пригласите собеседника с аутизмом к дискуссии и зададите прямые вопросы, то вы поможете ему решиться на разговор.

6. Люди с аутизмом могут говорить медленно и монотонно

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption «Непринужденная» беседа для некоторых людей требует большого труда

  • Для многих людей с аутизмом разговор требует долгого и внимательного осмысления.
  • Они могут говорить очень медленно и монотонно, могут заикаться, делать смысловое ударение на неожиданных словах, или вдаваться, как нам кажется, в ненужные детали.
  • Поскольку такой разговор для «нейротипичного» человека обычно выглядит странным, то собеседник может отвлечься от разговора с теми, у кого аутизм, перестать слушать или перестать стараться понять то, что ему говорят.
  • Поэтому очень важно не торопить человека с аутизмом и слушать своего собеседника внимательно.

7. Непринужденность в общении может быть кажущейся

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Непринужденность в общении — это не что-то естественное, для многих такая видимая легкость дается с большим трудом

Многие люди с высокофункциональным аутизмом могут легко имитировать непринужденное общение. Однако в то время, когда нам кажется, что они получают удовольствие от разговора, на самом деле они заняты невероятно трудной работой.

Иногда они бы предпочли написать текстовое сообщение или отправить электронное письмо — для людей с аутизмом зачастую это менее стрессовая форма общения, чем личный разговор.

8. Люди с аутизмом иногда выражают эмоции неожиданным образом

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Одно и то же событие или явление может восприниматься даже близнецами очень по-разному: одного оно обрадует, другого озадачит

Люди с аутизмом могут выражать свои эмоции непривычным для «нейротипичных» людей способом или очень неожиданно реагировать на некоторые события, потому что их восприятие происходящего довольно сильно отличается от общепринятого.

Например, Алис вспоминает, что когда она получила отличную оценку на экзамене и поступила в университет, все думали, что она будет счастлива. Но девушка вместо радости почувствовала тревогу, потому что поступление в университет для нее означало, что вся ее жизнь и привычный распорядок дня изменятся.

Иногда, когда люди с аутизмом испытывают очень сильные эмоции, им сложно подобрать слова, чтобы выразить свои чувства. В таком случае им можно помочь, задавая простые и ясные вопросы.

9. Люди с аутизмом могут повторять слова собеседника

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Как понять, что вы все достаточно хорошо объяснили?

Есть несколько причин, почему они склонны повторять по несколько раз некоторые слова и фразы, сказанные собеседником.

Иногда они хотят показать, что они услышали сказанное, но не могут незамедлительно отреагировать на эти слова. Повторяя сказанное собеседником, они выигрывают время, чтобы собраться с мыслями.

Они могут тревожиться и нуждаться в том, чтобы их успокоили и вселили уверенность.

Когда они повторяют ваши слова, это также может означать, что вы пока не очень полно ответили на их вопрос.

10. Иногда лучше написать, чем позвонить

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Многие люди с аутизмом предпочитают переписку личному общению.

И на это у них есть серьезные причины

  1. Для некоторых людей с аутизмом гораздо легче выражать свои мысли не вслух, а письменно — общение с помощью текстовых сообщений и электронных писем может быть для них более подходящим способом ведения диалога.
  • Так у них есть время на то, чтобы обдумать ответ и сформулировать свои мысли, не переживая из-за необходимости поддерживать разговор.
  • Такой способ разговора также помогает им избежать необходимости считывать различные невербальные знаки общения, которые вызвают у них затруднения.

Люди с аутизмом, как правило, не очень любят общение по телефону. В этом случае им также приходится реагировать на сказанное очень быстро, также их может отвлекать от разговора фоновый шум.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-45187769

«Ребенок просто особенный» и еще 3 мифа об аутизме

Об аутизме и связанных с ним мифах – Ольга Азова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПСУ, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз».

Отсутствие речи — не всегда аутизм

Одни родители жалуются, что врачи долго не ставят диагноз. Вроде бы симптомы есть, а диагноз не тот. Другие говорят, что поставили аутизм, а ребенок совсем не аутист. Что же такое аутизм?

Читайте также:  Что такое астигматизм у детей?

— Когда впервые вижу ребенка, чтобы составить собственное впечатление, прежде всего внимательно слушаю именно то, что говорят родители, потому что именно они лучше других знают своего ребенка, спрашиваю, какая проблема привела их к нам.

Практически 90 процентов родителей отвечают, что у ребенка нет речи, он не разговаривает.

Их чаще всего смущает именно этот фактор, и это вполне понятно, потому что речь — это важнейшая психологическая функция, без которой очень сложно пребывать в социуме, но проблемы с речью характерны для многих диагнозов.

Именно поэтому существуют диагностические сложности: долго не ставится диагноз или ставится неправильно. Да, отсутствие или задержка речи может быть в структуре аутизма, но у неговорения — разный механизм. Другими словами, аутизм НЕ равен неговорению.

Мама вспоминает: «Он нас не слышит, не поворачивает голову на свое имя, когда мы его зовем». Или: «Когда дети выходят гулять, он с ними только бегает, но не играет. Любит часами качаться на качелях, крутить колесо у коляски или смотреть на приезжающие машины».

Что чувствуют дети аутисты?

Вот мы услышали, что на прогулке ребенок не взаимодействует с детьми в игре, описываются стереотипические движения.

«А как он себя ведет дома, во что играет?» — «В игрушки он играть не любит, но может покатать машинку, зато очень любит все бытовое: возить пылесос, открывать-закрывать дверку духовки, вообще любит порядок — закрывает за всеми двери, укладывает в ряд баночки и тюбики с маминым кремом».

Так подтверждается то, что выкладывание не подчинено какой-то иерархии игры, а носит стереотипный характер. В отличие от игры обычных детей, которые, если и выставляют машинки в ряд, то чтобы, скажем, запускать их по очереди.

Получается, что кроме отсутствия речи есть еще нечто другое. Но как бы долго ни описывались стереотипии у конкретного ребенка, обязательно на консультацию приходят и такие дети, у которых их не будет.

Тогда на что же ориентироваться в диагностике? На специфический фактор, свойственный только аутизму — это нарушение коммуникации, нарушение взаимодействия с другими людьми. Это тот признак, на который опираются все специалисты.

Мы просим ребенка, а он не реагирует на наш голос, не поворачивается. Или у самого ребенка есть просьба, но он, не используя речь, тянет маму за руку. А если мама «не угадала», что именно хочет ребенок в этот момент, то ребенок начинает демонстрировать протестное поведение.

Детям с аутизмом свет может казаться слишком ярким, и они вынуждены даже в помещении оставаться в кепке с козырьком, чтобы хоть как-то защититься от света, даже если он неяркий.

Может отмечаться другая проблема — обычные звуки детям кажутся навязчивыми и угнетающими, они могут затыкать уши руками или, наоборот, громко включают музыку и прикладывают ухо к динамику, потому что такому ребенку не хватает звуковых сенсорных впечатлений.

Нередко такие дети тактильно не чувствительны, не ощущают себя в пространстве, не чувствуют границ и опасности, могут пойти с абсолютно чужим человеком, выбегать на проезжую часть.

Некоторые просто не способны самостоятельно взаимодействовать с окружающими в естественной среде.

Нередко на консультации ребенок может забраться ко мне на колени, не потому, что я интересую его как объект для коммуникации, а потому, что его привлек фломастер в моих руках или телефон, который лежит на столе.

Это тоже своеобразное нарушение социального воображения: обычный ребенок не может забраться к чужому человеку на колени или использовать его в качестве «подставки» для достижения своей цели.

Еще один из частотных симптомов — ребенок ходит на цыпочках. Если специалист вне тематики аутизма, то трактует это как ортопедические проблемы. Ортопедические проблемы имеют другие причины. У детей с аутизмом «хождение на носочках» — часть сенсорных проблем: ребенок «не чувствует» пятку или в целом ступню.

Вот рядополагающий пример: ребенок пришел к нам на занятия в центр, во многих кабинетах покрытия, важным организационным моментом является то, что ребенок садится на стульчик и разувается. Вдруг ребенок начинает плакать, боится вставать на ступни и передвигаться, оказывается, что он всегда в туфельках, даже дома. У него нарушена чувствительность нижних конечностей, особенно ступней.

Или другой пример. Педагог просит ребенка показать определенную картинку, он не может выполнить просьбу, не потому, что он не знает название, а у него не получается выстроить цепочку соотношений глаз — рука — ухо. В результате ребенок дотрагивается до картинки носом.

Дальше уже идут более персонифицированные, сугубые проявления заболевания, например, проблемы с пищеварением или сосудами, генетические или иммунологические.

Когда мамы возражают: «Но ведь он смотрит в глаза» или «Никогда ничего не выстраивал в ряды», приходится разъяснять, что это — микросимптомы, которые не всегда можно трактовать с какой-то определенностью: кто-то из детей смотрит, кто-то не смотрит, кто-то использует боковое зрение. И когда симптомов набирается много, а в качестве основной жалобы отсутствие речи, а по сути — нарушение коммуникации, тогда диагностически в трактовке аутизма ребенок уже более понятен.

Из-за того, что мы до сих пор не знаем конкретных причин аутизма — нет жестких фиксированных рамок, нам приходится подробно описывать разные проявления, анализировать их и только тогда определяться с диагнозом.

Во всем мире аутизм считается ментальным нарушением. В некоторых странах заболевание трактуется как неврологическое, но все-таки в большинстве стран — это ведение психиатрии.

— Аутизм не обязательно связан с отсутствием речи?

— Варианты аутизма могут быть разными. Так, существуют диаметрально противоположные синдромы — синдром Каннера и синдром Аспергера.

В первом случае — дети очень замкнутые, практически не способные к коммуникации, во втором, наоборот, дети прекрасно говорят, но находятся как бы «на своей волне», в зоне своих интересов.

Они могут часами рассказывать о том, что им действительно интересно, не отпускают далеко от волнующей их темы, «подвисают» на ней, у них замкнутый круг интересов.

Может происходить смена тем. Вот нравился Московский Кремль и все, что связано с ним, потом появляются изображения Казанского, Псковского, но и в этот интерес могут со временем входить новые темы, сюжеты, круг может расширяться.

Есть дети с РАС, у которых нет проблем с речью, но большинство детей испытывают большие трудности с говорением, в том числе из-за апраксии. Это нарушение, при котором человек не может выполнить какие-либо движения или жесты, не может включиться в позу или переключиться с одной артикуляционной позы на другую. Причины здесь могут быть совершенно разными.

Большое количество детей с РАС, которые не говорят, в основе нарушения имеют задержку темпов развития, в том числе и речевых. Такие детки после нескольких реабилитационных курсов и качественных занятий как будто просыпаются, встают на ступеньку развития и начинают постепенно подниматься вверх, проходя все этапы речевого развития, как и дети в норме, но в своем, порой замедленном темпе.

Источник: https://www.pravmir.ru/rebenok-prosto-osobennyiy-i-eshhe-3-mifa-ob-autizme/

“Каково быть аутистом? Что чувствуешь при этом?”

Наверное у обычных людей часто возникает вопрос: “Каково быть аутистом? Что чувствуешь при этом?”. По крайней мере, мне уже несколько раз задавали этот вопрос. Вопрос, конечно, общий, и одним абзацем ответить на него не получится. Поэтому, разделю ответ на пару или более постов.

Раздражители.

Вы сталкиваетесь с тем, что ребенок кричит, плачет, не хочет делать, что его просят или сидит, уйдя в себя. С чем это связано? Поделюсь, почему такое происходит со мной. Попробую объяснить по-понятнее.

Вокруг людей много раздражителей: звуки, запахи, тактильные, зрительные раздражители, воспоминания. Думаю, обычных людей эти раздражители тоже беспокоят, но у аутистов (как я понял из специальной литературы) чувства более обострены.

Если учитывать, что обычные люди не сильно восприимчивы к слабым раздражителям, а восприимчивы к сильным, то некоторые раздражители они могут даже не заметить. Представьте, что какой-либо конкретный сильный раздражитель это муравей. Он бегает по вашему телу.

Как вы можете поступить в такой ситуации? Можете потерпеть его (хотя это и не приятно), или убрать его с тела, т.е. избавиться от сильного раздражителя (например, выключить мешающую громкую музыку).

У аутиста же этих раздражителей много, т.к. даже самые слабые для обычного человека раздражители для аутиста оказываются сильными. Т.е., прибегая к тому же сравнению, муравьев на теле у аутиста много, десятки. И от многих из них избавиться нельзя (например, от чувствительности кожи, неприятных воспоминаний).

Примечательно, что когда раздражителей становится много, и они существуют в течение долгого времени, то просто перестаешь замечать их по отдельности. Соответственно, становится сложно выделить из всех раздражителей один конкретный, осознать его существование, и избавиться от него.

Поэтому, аутист иногда может просто не знать, что его беспокоит.

Проводим аналогию дальше. Представьте, что по вам бегают 30, 40, 60 муравьев. Они бегают по всему телу: по волосам, спине, залезают в уши и в глаза. Это продолжается месяцами, годами. Что аутист чувствует в такой ситуации? Копится раздражение, хочется бежать, прыгать, кричать.

Иногда не остается сил, и хочется лечь на землю и рыдать, потому, что не можешь ничего сделать с бегающими по тебе, приносящими страшный дискомфорт, муравьями. Чтобы не сойти с ума от всего этого, остается одно — обращать меньше внимания на муравьев.

А как этого добиться? Первое — можно уйти в себя, замкнуться, думать о чем-любо своем, не обращая внимания на то, что происходит в физическом мире. Второе — погрузиться с головой в любимое занятие, что тоже хорошо помогает забыться.

Отсюда и любовь к странным (на взгляд обычных людей) занятиям: кто-то часами складывает кубики, кто-то повторяет вслух заученные стихи или диалоги из мультфильмов, кто-то берет листы бумаги и трясет ими, вводя себя в своеобразный транс (примеры поведения знакомых аутистят).

Кстати, эта же потребность в отвлечении от “муравьев”, на мой взгляд, развивает в нас способность к сверхконцентрации. Только представьте, как нужно концентрироваться на каком-либо деле, чтобы перестать обращать внимание на “муравьев”!

Сила воли.

Возможно, описанное выше звучит страшно, и вам станет жалко своих аутичных детей. Но я советую, не поддаваться этому чувству, не испытывайте жалости. Лучше проявить понимание, заботу и любовь.

Жалея ребенка, вы не сможете научить его самому главному для взаимодействия с обществом обычных людей — самоконтролю, самодисциплине. Ведь именно самодисциплина позволит ему в будущем выполнять какую-либо работу, которая временами может быть ему неинтересной, но необходимой.

Самоконтроль позволит смотреть собеседнику в глаза и слушать, что тот говорит, когда захочется опустить взгляд, вскрикнуть.

И самоконтроль и самодисциплина — это составляющие силы воли. А сила воли уже есть в ваших малышах. И она феноменальная, если они могут вытерпеть то, что с ними происходит. По-моему, силой воли аутистята значительно превосходят обычных людей. Но ее все равно нужно развивать дальше и направлять в нужное русло.

Источник: https://www.sites.google.com/site/avameidinru/Home/obsie-harakteristiki-autisticeskih-narusenij/zizn-s-autizmom-i-maloizvestnye-problemy/-kakovo-byt-autistom-cto-cuvstvues-pri-etom

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector