Как заинтересовать ребенка шахматами: простые советы

Итак, вы решили, что занятия шахматами – принесут пользу вашему ребенку. И решили правильно, этот именно так и никак иначе. Но как заинтересовать ребенка шахматами?

Я не претендую на роль педагогического гуру и выскажу свою точку зрения на вопрос, поставленный в сегодняшней повестке дня.

Надеюсь не слишком вас огорчу: универсальный и единственно правильный способ вряд ли можно предложить. Каждый человек индивидуален по своему восприятию, мотивам поведения. Ребенок не исключение.

Как заинтересовать ребенка шахматами?

Как известно, людей можно условно разделить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. По своему доминирующему каналу восприятия.

Визуалы (их большинство) лучше воспринимают зрительную информацию, аудиалы на слух, кинестетики (относительная редкость) – на ощупь. Имеет значение, конечно же, и возраст ребенка.

Некоторые люди и дети в особенности – подражают окружающим. Особенно естественно родителям.  И здесь возникает следующий вопрос: Возможен ли личный пример?

Личный пример, как известно, — заразителен. Пример родителя –многократно.

Автор этих строк «заразился» шахматами именно таким образом. Наблюдая за игрой отца со своим другом, а иногда и родителей между собой.

Что происходило в этот момент в моей голове, — не берусь судить, но интерес к шахматам появился.

Как заинтересовать ребенка шахматами?

Объяснив сыну правила игры, отец, а затем и мама примерно через месяц ощутили на себе «тяжелую» шахматную руку отпрыска ) И резонно предположили, что ребенку, а мне уже было лет 7, сподручнее заниматься в клубе. Что и было сделано через какое-то время.

А если родитель не умеет играть в шахматы или просто не играет? Или плохо знает правила?

  • Во первых, этому несложно научиться.  Прочитав пару статей и изучив видеокурс – где решение подано комплексно: и самому научиться можно и ребенка научить. И главное – как это сделать правильно.

На мой взгляд, личный пример – лучший способ заинтересовать ребенка, научить его основным правилам игры и нехитрым приемам на практике.

  • Во вторых, есть и другие способы, которые можно выбирать в зависимости от возраста и личных предпочтений восприятия ребенка. Пойдем по порядку:

Рассказы

Для самых маленьких (года 3) можно рассказать историю, сказку, легенду. Интересная история, рассказанная с душой не может не вызывать эмоционального отклика. Позитивного конечно. А это вызывает интерес.

Как заинтересовать ребенка шахматами?

Например, можно рассказать легенду о зарождении шахмат. Переписывать ее сюда считаю излишним, просто даю ссылку

Вполне разумно разбить легенду на несколько частей и рассказывать не за один присест. Чтобы подогревать интерес, чем все закончится. Это я так думаю, здесь вы сами определитесь.

Истории и рассказы подойдут также детям, которые лучше воспринимают аудио информацию, нежели визуальную. По крайней мере для начала чтобы, зародить интерес.

Книги

Существует огромное количество литературы для обучения детей.

Большинство из них написаны профессионалами, с учетом особенностей детского восприятия.

Например: Путешествие в шахматное королевство» Авербаха и Бейлина.

Как заинтересовать ребенка шахматами?

Видео материалы

Различные материалы можно найти на ютубе и других ресурсах. Однако они фрагментальны и требуют осмысления и подбора.

Как заинтересовать ребенка шахматами?

Программы

Можно также использовать достижения современной техники. Смартфоны например.

Для андроида могу порекомендовать игру:

«Динозавры учат шахматам»:

Как заинтересовать ребенка шахматами?

Если же абстрагироваться от аллегорий и изучать шахматы «в чистом виде», отличный выбор – эта программа:

Шахматы. От простого к сложному:

Как заинтересовать ребенка шахматами?

Основные правила обучения

Несколько советов, призванных предостеречь от типичных ошибок при обучении детей шахматам:

Обучение штука поступательная. Сознательный интерес к игре может появиться не сразу. Вначале 10-15 минут в день будет достаточно.

Пока рановато часами сидеть за шахматами. Всему свой черед. Придет время и ребенок, почувствовав интерес к игре и ощутив вкус первых успехов,  будет сам осознанно и серьезно заниматься шахматами.

Как заинтересовать ребенка шахматами?

Если привить интерес сразу не получается – не стоит заставлять. Лучше сделать перерыв и вернуться к идее обучения шахматам чуть позже.

Серьезной ошибкой может быть преждевременное «отдавание» ребенка в шахматный кружок или секцию. Там большинство ребят уже познали азы шахматы, часто постарше.

Если ребенок буде постоянно проигрывать – это может подорвать его интерес к изучению шахмат. Более того, он может стать объектом насмешек более старших ребят, что уж совсем ни к чему.

Игра с реальными противниками, так или иначе необходима. В основе шахмат – противоборство, и стремление к победе никто не отменял.

Однако, гораздо разумнее уровень подготовки «двести до кондиций» совместными занятиями и индивидуальным обучением. Например, в форме дистанционного обучения в нашей онлайн школе.

И ребенок будет под присмотром и обучение будет проходить поступательно под руководством профессионального тренера.

Удачного дня!

Как заинтересовать ребенка шахматами?

Источник: https://chessmatenok.ru/kak-zainteresovat-rebenka-shahmatami/

Как научить ребенка играть в шахматы с нуля в домашних условиях

Успеваемость в начальной школе напрямую зависит от уровня психологического развития ребенка, что особенно важно при его подготовке к учебе.

Исследования доказывают, что дети, играющие в шахматы, показывают лучшие результаты, чем их сверстники, у которых данный навык отсутствует.

Именно поэтому многие родители задаются вопросом как же научить своего ребенка с малых лет играть в шахматы.

Используя принцип постепенности подачи материала, практики в движении фигур на доске и изучения правил, в легкодоступной форме можно обучить детей дома, не прибегая к помощи специалистов и большому количеству учебной литературы.

Польза шахмат для детей, и в каком возрасте начинать обучение

Игра в шахматы приносит пользу, так как интенсивно развивает интеллекта, поэтому некоторые дошкольные образовательные заведения используют ее в качестве альтернативной подготовки к школе. Основные плюсы обучения шахматам следующие:

  • развитие логики и мышления, поскольку ходы нужно постоянно обдумывать и рассчитывать наперед их потенциальный результат;
  • в процессе игры задействованы два полушария мозга, что помогает развивать творческое мышление и таланты малыша;
  • формирование усидчивости, выносливости и внимательности;
  • обучение ответственности и самостоятельности путем принятия решений и их последствий;
  • тренировка и улучшение памяти;
  • помощь в развитии критического мышления;
  • способность овладевать навыками анализа и самокритики.

Как заинтересовать ребенка шахматами?Для родителей, решивших научить свое чадо данной игре, важно понимание того, когда и как это делать. Ведь попытки заставить могут привести к обратному результату и негативно повлиять на развитие ребенка в случае некорректного подхода к такому процессу.

Однозначного ответа по поводу идеального возраста для начала обучения нет, поскольку надо учитывать индивидуальные особенности развития малышей. Но все же большинство педагогов и психологов согласны с тем, что знакомство с шахматами можно начинать с 3 лет. Важным фактором будет живой интерес малыша к фигурам на доске.

В возрасте 4 года можно уже полноценно изучать фигуры и ходы, а к 5 годам большинство уже способны самостоятельно вести игру и даже превосходить взрослых в ней.

Постепенное обучение с 3 до 5 лет является универсальным, и в его процессе ребенок будет активно улучшать свои навыки и становиться маленьким профи.

Как заинтересовать ребенка шахматами?

Как научить ребенка играть в шахматы с нуля в домашних условиях?

Необязательно привлекать специалистов для того, чтобы обучить детей игре, вполне можно самостоятельно сделать это в домашних условиях, вооружившись доской с фигурами и некоторыми методическими знаниями, а также терпением.

Психологическая мотивация

Несмотря на то что по своей сути шахматы – серьезная тактическая игра, ее следует преподносить как вариант развлечения, ведь мотивация и настрой сыграют немаловажную роль в процессе обучения. Для того чтобы заинтересовать свое чадо можно использовать следующие приемы:

  • личный пример, поскольку желание подражать и копировать – естественная манера развития детей;
  • рассказ об истории шахмат и известных гроссмейстерах в доступной форме;
  • увлечение в игру посредством семейного турнира или приглашения для этого друзей малыша, которые уже знакомы с ней;
  • посещение шахматного кружка, где есть дети разного возраста, и царит атмосфера радости и интереса познания, дух соперничества.

Как объяснить, что такое шахматная доска и правила игры

Лучше всего для данной цели подойдет увлекательный рассказ, который можно найти на просторах интернета или придумать самому.

Например, можно рассказать, что доска – это поле сражения двух королей, которые никак не могут поладить (причину ссоры желательно придумать самому).

Акцентировать внимание на двух цветах клеток и их принадлежности к каждому из соперников, а также озвучить основную цель – защитить короля, уничтожить всех соперников.

Как заинтересовать ребенка шахматами?На данном этапе главное – донести, что игра проходит между двумя соперниками и каждый имеет равные условия, не увлекаться деталями, которые перегружают восприятие и отвлекают.

Как заинтересовать ребенка шахматами?

Фигуры и их функции

Дальше следует обучать детей фигурам и специфике их использования. Желательно сначала просто выучить названия фигур, чтобы ребенок мог уверенно отличать их друг от друга и не путать. На помощь придут простые игры типа «Найди фигуру …», «Выбери … из 3-4 фигур» и т.п.

Лучше всего изучать по 1 шахматной фигуре в день и присваивать каждой из них ассоциативный ярлык, который поможет в будущем вспомнить и воспроизвести роль фигуры на доске. Специфику ходов также следует объяснять по одному и демонстрировать сразу, повторять и играть, не нарушая последовательность ходов и добавляя каждый раз новые фигуры.

Как заинтересовать ребенка шахматами?Фигуры в шахматах

Необычные ходы и стимуляция интереса

Хорошо использовать нестандартные ходы и их комбинации в процессе обучения, чтобы показать малышу, какими разными и интересными могут быть шахматы, если подходить к ним обдуманно. Популярными вариантами доступных для детей ходов являются:

  • мат ферзем;
  • мат в три хода;
  • сицилианская защита.

Как заинтересовать ребенка шахматами?Обучение таким приемам пробудит познавательный интерес у малыша и даст ему толчок к усовершенствованию собственного стиля игры.

Как обучать игре в шахматы в игровой форме

Чем раньше начинается процесс знакомства с шахматами, тем более уместным будет использование приемов обучения в игровой форме. Важно понимать, что занятия должны быть не утомительными и затянутыми, а скорее динамичными и особенными, пробуждающими желание узнать, что же будет дальше.

Следует разделить обучение на несколько этапов, чтобы каждый из них был коротким, информативным и нестандартным. Можно применять разные активности:

  • проверять ходы или знание фигур;
  • дополнительные фигурки солдатиков, которые нужно убрать с доски;
  • карточки с вариантами ходов, порядком фигур,

Главное, чтобы процесс обучения не был сухим пересказом теории.

Отлично подойдет использование интересной сказки, герои которой – фигуры, и каждая из них получит свою роль и действия, соответствующие поведению их на доске в игре.

Сценарий следует продумать и применять постоянно, внося коррективы в ход битвы и варианты применения героев сказки. Для маленьких игроков очень важен ассоциативный ряд.

Можно применить такой вариант названия фигур и их значения:

  • король имеет символ власти – корону и потому самый важный, все должны его защищать и выполнять его приказы-ходы;
  • ферзь – королева, находится рядом с королем и готова всегда его защитить, имеет особый статус благодаря своей короне;
  • ладья – две важные опоры защиты, напрямую помогают в ней;
  • слон – тайный защитник, его лицо спрятано под шарфом, потому у него такая форма;
  • конь – верный помощник и друг;
  • пешки – солдаты, готовы первыми вступить в битву.

Используя такие параллели можно дополнительно обозначить, почему именно каждая фигура должна ходить так, а не иначе. В контексте дети запоминают правила лучше, и игра становится для них приключением, подстегивая интерес и желание продолжать ее.

Самостоятельное обучение малыша в онлайн-играх

До 6 летнего возраста интерактивное обучение является лучшим выбором для ребенка, оно помогает развивать его способности, мыслительные процессы и одновременно не дает заскучать в процессе познания мира.

Как заинтересовать ребенка шахматами?Существует много компьютерных игр, которые обучают шахматам и дают возможность самостоятельно овладеть такими навыками, используя ПК.

Принцип такой игры построен на наличии героев, которые сопровождают малыша в мире, где царят шахматные фигуры и он живет по их правилам. Знакомство с правилами происходит постепенно и увлекает, поскольку оно связано с получением определенных бонусов вместе со знаниями, а также возможностью кого-то спасти, победить, помочь, что положительно влияет на развитие социальных навыков.

Популярными вариантами он-лайн обучающих игр для детей являются:

  • Алладин – волшебные шахматы;
  • Динозавры учат шахматам;
  • Шахматная страна.

При выборе такого варианта обучения, важно следить за тем, сколько времени малыш проводит у монитора и помогать ему, если он с чем-то не разобрался. Ведь главная цель – обучение, а не времяпровождение у компьютера.

Важные советы родителям по обучению шахматной игре с нуля

Родители, которые хотят научить своего малыша данной игре, должны понимать, что их личный пример и последовательность действий будут залогом будущего успеха. Следует использовать опыт педагогов шахматных школ и придерживаться следующих правил при обучении детей:

  • балансируйте между победами и проигрышами, чтобы приучить ребенка к возможностям обеих вариантов;
  • установите временные рамки для обучения и придерживайтесь режима;
  • демонстрируйте дополнительные источники, где можно применить или создать фигуры;
  • обсуждайте ходы и действия в процессе и по завершении партии;
  • хвалите достижения крохи;
  • купите новую и красивую доску, желательно с крупными фигурками, так легче их воспринимать и изучать;
  • не спешите участвовать в турнире, как только выучите правила, поскольку высока вероятность психической травмы.
Читайте также:  Как облегчить токсикоз на ранних сроках беременности?

Как заинтересовать ребенка шахматами?Стоит набраться терпения и позитивно настроиться перед началом занятий по обучению шахматам с нуля.

Не пренебрегайте особенностями мировосприятия своего малыша и его склонностями, поскольку не для всех шахматы становятся интересными.

Наиболее популярные вопросы

Есть ли учебники по шахматам для детей?Да, существует множество учебных пособий, предназначенных для родителей, которые хотят обучать своих малышей дома.
Когда впервые появились шахматы?Настольная игра является одной из самых древних в мире, ее корни уходят еще в 6 век до нашей эры, в Древнюю Индию.

Какие мультфильмы помогут ребенку научиться игре?На сегодня есть специально разработанные серии мультсериалов, которые помогают освоить шахматы, одним из них является «Учимся, играя в шахматы» автора Губатенко Н.Ю.

Шахматы – отличный способ развития памяти, фантазии, логического мышления и навыков самостоятельного принятия решений, восприятия критики и анализа у детей дошкольного возраста. Для организации обучения необходимо всего лишь приобрести доску с фигурами и уделять ей 10-15 минут несколько раз в неделю, чтобы малыш успешно овладел навыками стратегической игры в домашних условиях.

Источник: https://kaknazvat.com/deti/nauchit-igrat-v-shaxmaty/

Как увлечь ребенка шахматами: 7 способов. Как научить ребенка шахматам

Родители дошкольников часто примериваются к занятиям в шахматном клубе или кружке.

Действительно, шахматы развивают: ребенку, который любит играть в шахматы, скорее всего, будет легче даваться математика, да и по другим предметам проблем не будет.

Но нередко дети, попав в шахматный кружок и научившись немного играть в шахматы, бросают занятия. Почему так происходит? Могут ли шахматы стать веселой игрой сейчас и хобби на всю жизнь? Рассказывает мама юных шахматистов.

Как заинтересовать ребенка шахматами?

Сегодня ходила в школу. Маме двоих 12-летних не очень спокойных подростков, идя на родительское собрание, нужно быть готовой ко всему. Вот и на этот раз обсудили с классным руководителем неидеальное поведение, повышенную болтливость на уроках и безобидные (на мой взгляд) мальчишеские проделки.

Но на выходе столкнулась с учителем биологии, дети считают ее самым требовательным учителем. И неожиданно услышала комплимент: ваши мальчики отлично запоминают и структурируют материал, как вам удалось их этому научить? «Не зря мы отвели их в шахматный клуб 6 лет назад», — подумала я.

Доказано: шахматы помогают развивать у детей не только память, но и такие ценные качества, как умение концентрироваться и способность использовать оба полушария мозга. Чего стоит одна только способность держать в голове десятки вариантов комбинаций.

Возможно, поэтому в этом году в некоторых московских школах проводят эксперимент по введению обязательного урока шахмат. Звучит отлично, но страшно, что отобьют желание, и дети заскучают, как это часто бывает с обязательными предметами.

Как сделать так, чтобы шахматный кружок превратился для вашего ребенка в любимое занятие?

Погрузитесь в атмосферу

Детям очень важна атмосфера. Когда вы приводите ребенка в шахматную школу, все здесь формирует особую обстановку и создает мотивацию для занятий.

Это и расставленные фигуры, и портреты великих шахматистов, и тренеры, говорящие на «шахматном» языке, и группа таких же ребят, которые пришли заниматься.

Практически во всех городах России существуют шахматные кружки или школы, куда можно прийти с ребенком начиная уже с 5-6 лет.

Сейчас очень популярны занятия шахматами по скайпу, и кажется, что это очень удобно — никуда не нужно ехать, ребенок сидит у себя в комнате и онлайн общается с тренером по шахматам, видя на экране компьютера шахматную доску. Однако такой способ подходит не всем, скорее, дистанционные занятия должны дополнять занятия в группе.

Маленьким детям трудно сконцентрировать на экране с шахматной доской, им нужно общаться, переключать внимание и… веселиться.

Поэтому ищите, где в вашем городе учат играть в шахматы, и не жалейте времени, чтобы туда доехать.

Я вижу, что моим детям иногда лень ехать в клуб, стоять в пробках, однако как только они туда попадают, глаза загораются, и непонятно, куда же делись те двое, которые ныли всю дорогу.

Как заинтересовать ребенка шахматами? Шахматный турнир на Останкинской башне

Ищите тренера

В шахматах роль тренера критична, ведь именно от человека, которому вы доверите своего ребенка, зависит, полюбит ли он этот черно-белый мир фигур. Поэтому не стесняйтесь, спрашивайте обо всем, побывайте на занятии, обратите внимание, как тренер разговаривает с детьми, какой стиль использует.

Часто можно встретить тренеров по шахматам, которые читают настоящие лекции 7-8-летним детям, и те начинают зевать. Ищите таких, кто комбинирует теорию и игру в шахматы, включает в свои занятия элементы соревнований, умеет шуткой поддержать, когда не получается, и не ругает за ошибки. К такому тренеру ребенок побежит!

Как играть в шахматы? Создайте окружение!

Мои дети ходят на тренировки не только ради шахмат — они идут туда к своим друзьям. Это, возможно, самое главное в деле увлечения ребенка — создать круг общения.

Поэтому поддерживайте общение с другими детьми, знакомьтесь с родителями, ходите вместе есть пиццу после занятий или празднуйте совместно окончание турниров.

Мои сыновья занимаются уже 6 лет, и самые близкие их друзья как раз те, с кем они познакомились в клубе. Ну а я, в качестве бонуса, нашла себе прекрасных подруг!

Смените обстановку

В любом занятии бывают критические периоды. Так и в шахматах — то проиграл 7 партий из 7, то тренер заставил решать слишком сложные задачи. Дети теряют интерес и заявляют, что все, пора заканчивать. И здесь важна роль родителей, которые должны понять, что произошло, и вовремя что-то поменять.

Мой сын в возрасте 8 лет уже 3-й год занимался шахматами, но вдруг начал отказываться ходить на занятия, говорить, что неинтересно, надоело. Оказалось, что он «перерос» группу, в которой занимался, где было много детей-новичков. После проведенного «анализа» я нашла ему другого тренера и другую группу, и сразу его отношение поменялось, а мотивация даже повысилась.

Как заинтересовать ребенка шахматами? Чемпионат мира в Минске

Играйте на турнирах

Шахматные турниры — лучший способ не заскучать от занятий. Уже после пары месяцев занятий ребенок может попробовать свои силы в турнире.

Кроме профессиональных турниров, рассчитанных больше на опытных игроков, существуют турниры-фестивали, больше похожие на праздник шахмат, с них и стоит начать.

В Москве есть места, где ребенок не только сразится за черных или белых, но и получит массу позитива от общения и процесса — вот некоторые из них.

Русская шахматная школа проводит турниры для всех уровней и всех возрастов. Здесь даже есть Baby Chess лига для малышей от 3 до 7 лет. И вы можете вместе с ребенком сыграть в одной команде в семейном турнире.

Детей еще и развлекают — конфетное лото, лотереи, анимация с любимыми детскими персонажами в перерывах между партиями, сладкие призы и дипломы всем участникам независимо от результата, а победители получают заветные кубки и медали, которые гордые родители будут еще долго показывать друзьям.

Педагогический шахматный союз любит устраивать турниры в необычных местах — на Московском ипподроме или на вершине Останкинской башни, чтобы было интересно и детям, и родителям. Можно играть начиная с 5-6 лет и до 18.

Отсюда ваш ребенок не уйдет без памятного подарка — шахматного шарфа или кружки шахматиста, а победители кроме кубков часто получают нетривиальные призы — мой сын, например, однажды выиграл полугодовой запас минеральной воды, который доставили прямо нам домой.

Играйте дома

Если ребенок заболел или нет возможности отвезти в клуб на занятия, пусть занятия придут к вам домой. Во-первых, можно заниматься по книгам или дискам, где ребенок и сказку послушает, и порешает шахматные задачи. Даже если вы сами не умеете играть, начальный уровень сможете изучить вместе с ребенком.

Во-вторых, это как раз повод подключить тренера дистанционно по скайпу. Главное — убедиться, что ребенок «не выпадает» во время занятия, и ограничивать время 30-40 минутами.

Ну, и в-третьих, существуют интернет-ресурсы, где можно играть в шахматы онлайн — «Планета шахмат» лучший из них в России. На FIDE Online Arena можно играть уже более серьезные турниры на международном уровне и даже получать виртуальные спортивные звания. Кстати, так можно поиграть и с другом, также сидящим дома, и с дедушкой, живущим в другом городе.

Как заинтересовать ребенка шахматами? Афиша школьного чемпионата Европы, Греция

Попробуйте шахматный туризм

Еще один замечательный способ увлечь ребенка шахматами — это участие в шахматных турнирах в других городах и странах. Сейчас проводится очень много турниров, в которых можно участвовать в любом возрасте.

Эти поездки оказываются очень интересными и полезными — утром ребенок играет на турнире, родители за него болеют, а вечером вы вместе гуляете по музеям и осматриваете достопримечательности. Мы таким образом побывали в Калининграде, Минске, Амстердаме, Каннах, нескольких городах Греции. Дети, как правило, очень любят такие поездки, а родителям не приходится ломать голову, чем занять ребенка.

А возможно, в процессе вы сами откроете для себя новый мир интеллектуальных игр и новое хобби!

Источник: https://www.7ya.ru/article/Kak-uvlech-rebenka-shahmatami-7-sposobov/

Как заинтересовать ребенка заниматься шахматами?

Как заинтересовать ребенка шахматами?

Как заинтересовать ребенка заниматься шахматами? Да, именно такой вопрос задаст себе каждый родитель, желающий самостоятельно научить ребенка играть в шахматы. В этой статье мы подробно рассмотрим план того, как же вызвать интерес у ребёнка к шахматам, т.к. это самое важное на первом этапе обучения игре.

Рассказ о шахматах нужно начинать ребенку с того, какие шахматные праздники проводятся для детей, чем именно шахматы особенно заинтересовывают детей с первого знакомства с ними, о том какие проводятся шахматные конкурсы, соревнования и турниры, в которых дети могут не только совершенствовать свое мастерство, но и получить свою заслуженную награду в виде куклы или комплекта шахматных фигур.

В шахматы, как правило, играли и играют выдающиеся личности современности: писатели, поэты, артисты и так далее. Шахматы популярны во всех сферах человеческого общества. В шахматы играют в школах, в учебных заведениях, на предприятиях, в министерствах, ведомствах, в армии и на флоте.

В шахматы играют во всех домах отдыха. И во времена путешествий. Шахматы популярны
на всех континентах и в них играют во всех странах мира. И, конечно же, в шахматы играют просто так, по-товарищески, чтобы скоротать время отдыха, чтобы получить удовольствие, отдохнуть и прекрасно провести время.

Конечно, нужно рассказать ребенку и тот факт, что кто научится хорошо играть в шахматы и побеждать, станет известным и уважаемым спортсменом, а может стать и чемпионом таким, как Владимир Крамник, Роберт Фишер, Гарри Каспаров, Анатолий Карпов, Нона Гаприндашвили, Майя Чибурданидзе, Александра Костенюк,
Вильгельм Стейниц, Эммануил Ласкер, Александр Алехин, Михаил Ботвинник, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Магнус Карлсен.

К слову о Магнусе — он постоянно снимается в рекламе, его приглашают на различные популярные ток-шоу, таблоиды с его изображениями висят во многих странах Америки и Европы. Вот пример одной из его рекламных акций — фотосессия с Лив Тайлер для торговой марки G-Star.

Как заинтересовать ребенка шахматами?

Одним словом, ваш ребенок должен иметь представление о большой популярности шахмат в мире и эти факты, бесспорно, еще больше будут увлекать ребенка, и вырабатывать в нем желание научиться хорошо играть в шахматы. А коль желание у ребенка появилось, то в путь…

Источник: http://chessmaestro.ru/kak-obuchat-shahmatam/kak-zainteresovat-rebenka-zanimatsya-shahmatami.html

Дюжина советов – как научить ребенка шахматам. И не только

Некоторое время назад мною была написана статья «Бойтесь шахмат, Вам навязываемых». Некоторые заинтересовавшиеся хабрахабровцы попросили более подробно рассказать о методике по которой я преподаю шахматы детям. Ну вот собственно – время подошло.

Данный текст служит своеобразным вступлением для последующего цикла статей. В нем я опишу особенности с которыми Вам придется столкнуться при загрузке в мозг ребенка шахматных знаний. Сразу оговорюсь – данный материал предназначен для родителей которые хотят научить ребенка самостоятельно мыслить и делать логические выводы наиболее оптимальным способом.

В х я не буду обсуждать призывы обучить ребенка логике с помощью карточных игр, стрелялок и прочей фигни которая портит детям мозги. Хотите испортить ребенка – Ваше право, но людям которые хотят слепить из своего чада более-менее адекватного человека – я бы этого делать не советовал. Всем остальным – милости просим.

Курс, по которому я преподаю детям шахматы, разработан Игорем Георгиевичем Сухиным и называется «Шахматы — школе». Более подробно об авторе Вы можете узнать на сайте.

Просьба обеспокоенных гиков не критиковать сайт – человеку много лет и он делает все сам.

Я со временем только лишний раз убеждаюсь в том, что все что описано в курсе – опробовано, взвешено, отредактировано и выложено к применению.

Начал я преподавать шахматы более 4х лет назад. Удачно получилось что практически сразу натолкнулся на курс И.Г. Сухина когда подбирал программу обучения для своего сына (и его 1-го класса). За прошедшие 4 года я набил достаточно много шишек на тернистом пути обучения детей шахматам.

А если быть точнее – подготовке их к жизни. В настоящий момент я преподаю шахматы в Центре Детского Творчества, и количество детей только там у меня достигает 70-ти человек (занятия 2 раза в неделю), плюс есть еще парочка платных кружков. Общее количество детей только в настоящий момент около 100 человек.

Думаю, что могу достаточно профессионально судить о качестве получаемых детьми знаний, а так же направлять других родителей на «путь истинный». Если Вам не нравятся мои советы – можете преподавать по другому. Но поверьте – скорость получения знаний не самое главное, важно чтобы мозг ребенка обдумал и принял тех знаний, которые Вы ему дадите. Все мои советы – основаны на личном опыте и наблюдениях на достаточно большом срезе обучаемых детей.

Читайте также:  Чем обработать рану на голове при рассечении: как оказать первую помощь

Если Вы хотите вырастить чемпиона – то данный курс не для Вас. Но если у Вас есть желание заложить в операционную систему ребенка множество другого функционала – то найти что-то более удобное и лучшее я например не смог. Все что Вам надо – набраться терпения. Детский мозг – это губка, которая впитывает знания в достаточно больших объемах, но если дать эти знания в неправильном порядке, либо виде – будет либо торможение обучению, либо Вы получите не тот результат который хотели.

Поэтому сначала определитесь со своими целями – что Вы хотите получить на выходе. То что я буду описывать в своих статьях – это постепенная загрузка и компиляция знаний для последующего применения на жизненном пути Вашего (или не только Вашего, почему – см. ниже) ребенка. Попутно с изучением шахмат Вы будете замечать что ребенок получает какие-то дополнительные знаний и навыки которые, казалось бы, к шахматам имеют опосредованное отношение. А теперь мы добрались до советов, что и как давать детям.

Совет 1. Да-да, именно детям. Оптимальным вариантов будет занятия хотя бы с двумя детьми. Я заметил интересную особенность – если занимается больше одного ребенка, то знания усваиваются быстрее, и качественнее.

Кроме того, Вы можете (в дальнейшем) посадить детей играть вместе.

Кроме того, работая только со своим ребенком Вы конечно наладите с ним больший контакт (если Вам надо это – то тогда работайте только с одним своим чадом), но в то же время, преподавая сразу двум детям (например) – Вы тоже поднимите свой авторитет в глазах детей.

Большое количество детей тоже не берите – это сложно. Оптимально 2-3 ребенка для начала. Я сейчас преподаю в группах до 18 человек – это жесть. Даже при том, что я помню все задания наизусть, очень сложно уделить всем внимание и направить детей.

Совет 2. У каждого ребенка должна быть своя доска. И делать задания он должен только на ней. Не лезть на доску соседа, не разговаривать, не подсказывать (этим он делает хуже тому кому подсказывает). Понятно, что хочется похвалиться, показать какой я тут умный. Но надо учиться держать себя в руках. Сложно регулировать это желание. На его исправление может уйти до года времени.

Совет 3. Возраст изучения шахмат в принципе может быть любой, однако оптимальным является возраст от 6-ти до 12-ти. Можно ли от этих границ отступать – да можно. Но не слишком сильно. Если Вас интересует почему – почитайте любой материал по возрастной психологии, сразу будет понятно.

Если детей больше 1-го – старайтесь чтобы возраст был более-менее близок, разрыв не больше 2-3 лет. Ребенок 6-ти лет некоторые вещи изучает медленнее, чем ребенок 9-ти лет. Учитывайте это при подборе группы, даже мне с моим опытом и знаниями шахмат, тяжело поддерживать в младших детей интерес при наличии более старшего ребенка в группе.

Пару раз это заканчивалось плачевно, увы – дети бросали шахматы.

Совет 4. Все занятия надо проводить на досках. И только на досках. Никаких компьютеров и прочего. Я не научный работник, оставлю доказательства им, но мною подмечено, что усвояемость материала получаемого при движении фигур на доске в разы качественнее чем с экрана компьютера/планшета.

Для занятий можно использовать любые шахматы, но оптимальный размер это так чтобы взглядом всю доску было нельзя охватить сразу. В том же время слишком большая доска тоже неудобна маленьким детям, хотя для остальных думаю размер 43х43 с фигурами с высотой короля 77 мм вполне подойдут. Я сразу пишу размеры с АлиЭкспресса, там такой комплект стоит от 700 рублей (но можно найти и дешевле).

Доски 50х50 по мне так немного большие для обучения, хотя все соревнования проводятся именно на таких досках.

Почему сразу не надо покупать дорогой инвентарь – а что Вы потом будете дарить ребенку красивое? Но самый главный итог от большой доски – в силу биологической лени, чтобы не крутить головой, обучаемый будет стараться непроизвольно запоминать положение фигур на доске.

Совет 5. Работать по курсу надо четко, именно в том виде в каком подается материал. Любое отступление от программы мне аукалось всегда. Да – Вы можете что-то говорить дополнительно, но в большей части вопросов ребенок Вас не поймет. Каждое занятие/упражнение преследует свою цель. И подача материала дается в четкой структуре и циклично.

А на выходе через годик-другой, Вы получите структурное и последовательное мышление ребенка. Именно так – структурное и через годик минимум. Не гоните, не надо все и сразу. Детям надо обдумать информацию, дать ей созреть в голове. Проблема нынешнего поколения — именно избыток информации.

Не пытайтесь туда добавить еще – нервный ребенок это не наша цель.

Совет 6. При расстановке фигур ни в коем случае не надо использовать шахматную нотацию (!!!). Вы не читать ребенка учите, а мыслить и ориентироваться.

Я это тоже понял не сразу, но теперь всех детей (и родителям объясняю тоже) отучаю от ориентации по буквам и цифрам на начальном этапе. Даже несколько досок без обозначений держу у себя для особо упертых.

Когда им надо будет – они нотацию изучат быстро, на это много времени не надо.

Ваша цель – научить ребенка пространственному ориентированию, восприятию картинки задания целиком, а не по частям. Кроме того – расставить любое задание проще держа перед глазами в уме всю диаграмму. И это навык приобретается достаточно быстро. Главное тут не гнать ребенка, не запрещать ему смотреть на листик/задачник который лежит рядом с доской. Через 1-2 месяца дети помнящие диаграмму обычно ставят все быстрее, чем те, кто пытается запоминать по буквам/цифрам. Приучайте ориентироваться по цветам клеток и по внутреннему чувству неправильности позиции.

Совет 7. Расставлять фигуры ребенок должен сам. И только сам. Никаких поблажек (исключение см. ниже про усталость). Если Вы играете с ребенком – пусть он ставит оба комплекта фигур. Вы преподаватель – Ваша задача дать знания, а не ставить фигуры.

В случае своего проигрыша можете простимулировать ребенка на расстановку – расставляет тот кто проиграл. Но в случае заданий – пусть расставляет задание сам. Можно немного помочь, но не более. Не поверите, как быстро дети потом будут расставлять фигуры.

Совет 8. Фигуры надо двигать. Руками, а не глазами. Тоже достаточно сложный момент – некоторые дети (даже большинство) боятся стронуть фигуру и подвинуть ее на другое место на доске. Вы никогда не добьетесь сразу, чтобы ребенок думал даже на 2 хода вперед – это сложно для него.

Но если он будет двигать фигуры – то данное качество разовьется само через 3-4-5 месяцев (помним что гнать не надо, эта способность не дается просто так и легко). Кроме того, в заданиях, когда ходят фигуры противника, дети пытаются найти самый-самый устраивающий их самих ход, а не самый умный ход за противника. Обосновывают это обычно – а вдруг он так пойдет.

Объяснить, что так пойдет только противник недалекого ума – сложно. Поэтому просто предлагайте рассмотреть вариант умного хода.

Всегда ругаю (в последнее время достаточно жестко) детей за то что они пытаются найти решение глазами на заданной им диаграмме. Толку от этого 0,00001. Дети которые делают так – потом не видят своих же фигур когда попадают в более серьезную ситуацию (например на турнир с громаднейшим психологическим давлением). Решение глазами не помогает в мышлении, теряются фигуры в игре. Если отработать решение вручную – затем все само начинает в голове двигаться. Так что следите – как решает ребенок.

Совет 9. Не давайте детям играть пока они не пройдут все фигуры. Даже если они умеют играть и хотят. Во-первых у них будет стимул к обучению, во-вторых все равно они доску не видят и долго еще видеть не будут.

Плюс не все дети любят проигрывать, и вывести ребенка из психологического пике, в которое он уходит после одного-двух проигрышей не всегда удается. Иногда рекомендуют не участвовать в турнирах детям до 10-ти лет, и я практически полностью согласен с данной точкой зрения, т.к. вернуть ребенка в обучение после проигранного турнира достаточно сложно (иногда и нереально бывает), но тут каждый сам себе барин. Я детей до любого турнира готовлю к тому, что они могут проиграть, но мне это проще в силу опыта и полного контакта с детьми.

Именно поэтому надо контакт наладить ДО турнира, а на это уходит как раз полгода, не меньше.

И, наверное Вы не поверите – но дети любят решать задачи которые имеют решение, но достаточно сложное. Ко мне ходят девочки и мальчики – и все в восторге. Я связываю это в том числе и с тем, что они напрягаются, но видят что результат есть. Ведь все задачи имеют решение, и не всегда простое.

Совет 10. Всегда следите за тем что делается и подсказывайте ребенку только в том случае если Вы видите что он долго сидит над одной и той же задачей. Я всегда стараюсь подсказывать так, чтобы ребенок что-то получил.

Например бывают ситуации когда ребенок уставший (после заданий выполненных до этого, садиться с уже уставшим учеником и делать задачи – это издевательство), тогда я детей учу обыкновенному перебору ходов. Тоже неплохой навык, но его надо подавать так, чтобы использовалась системность.

Например ход ферзем можно перебрать ходя сначала по одной линии, потом по другой и так далее. Кстати, если показываете решение перебором старайтесь чтобы ответ был одним из самых последних вариантов.

Более подробно я буду останавливаться на ключевых для меня заданиях и приводить их в пример – в чем проблема у детей при решении этих заданий.

Совет 11. Опять к усталости и усидчивости. Попадаются дети которые не могут доделать урок до конца (в урок обычно я включаю 12 заданий, как показала практика это оптимальный вариант для первого года обучения. Исключение это занятия с конем. Там бывает что дети зависают дольше и надо смотреть по ребенку).

Если ребенок говорит что он устал и больше делать не будет – сделайте еще хотя бы одно-два задания с ним. Можно расставить фигуры за него для облегчения(в виде исключения, озвучив это. Ребенок оценит – поверьте), но так чтобы ребенок участвовал в процессе (например специально поставить фигуру не туда и попросить проверить).

Обычно на 12 заданий даже самые «устающие» дети выходят через 2-3 недели максимум.

Совет 12. Начали заниматься – не бросайте. Найдите время, чтобы обучить ребенка. Нерегулярность занятий – самый большой бич обучения. В то же время – не перенапрягайте.

Заболел – перенесите занятия пока ребенок не будет чувствовать себя лучше. Загрузка в школе – перенесите на день-два, но не больше.

Постепенно все выровняется, и занятия будут более регулярными даже в случае перегруза в школе.

Если Вы будете следовать этим советам – то ребенок 6-8 лет будет играть у вас через 4-5 месяцев, 9-12 лет – через 3-4 месяца. Меньший срок обучения – это плохая усвояемость. Раньше этих сроков не пытайтесь играть, оно не надо. Если хотите играть с ребенком и с шахматыми часами — купите их. Модель часов официально разрешенных на шахматных соревнованиях – DGT-2010, но стоят они в России 5000 рублей. Почти полный аналог на АлиЭкспрессе – PQ9903A.

Стоимость этих часов – 1500 рублей с доставкой. Для дома – вполне достаточно. Все более дешевые модели — не самые удобные. Либо в использовании, либо в функциях. Предугадывая тему — «а я на смартфоне поставлю программу» отвечу — если Вам не жалко смартфон — ставьте. Видели бы Вы как дети бьют по часам в азарте — не говорили бы так. Для тех кто прочитал мою предыдущую статью про то что хотят внедрить в школах – выполнить данные выше советы учитель начальной школы попросту не сможет.

Читайте также:  Как привить любовь к учебе у ребенка?

Класс слишком большой, сам учитель боится шахмат (в большинстве случаев), курс нелогичный и непоследовательный, множество фактических педагогических ошибок в подаваемом материале. Итог внедрения курса в школу – будет плачевный. Ну а в дальнейшем я буду писать, как давать и в каком порядке фигуры.

Как обучать детей шахматам в дальнейшем. Опишу типы заданий, способы их выполнения с примерами. Надеюсь Вам и Вашему ребенку данные советы будут полезны. Но главное помните – не пытайтесь воплотить в ребенке свои амбиции. Научите его жить и думать, это будет лучшим применением шахматам.

Источник: https://habr.com/post/410883/

6 причин научить ребенка играть в шахматы

Шахматы — интересная, увлекательная и полезная игра, которая развивает логическое и аналитическое, творческое и абстрактное мышление. Она тренирует усидчивость и умение мыслить на перспективу, планировать и выстраивать действия заранее. Шахматы учат соблюдать правила и быть организованным, положительно влияют на успеваемость в школе.

Ребенок, играющий в шахматы, легко осваивает точные науки. При этом данный спорт доступен для каждого малыша, в независимости от физических данных и особенностей здоровья.

Он универсален и подходит для девочек, и для мальчиков. Шахматы останутся актуальными в любом возрасте. Давайте подробнее узнаем о пользе данной игры.

Рассмотрим, как заинтересовать ребенка шахматами и научить малыша играть.

Чем полезны шахматы для ребенка

  • Многоходовые партии учат мыслить и думать самостоятельно, тщательно своевременно принимать решения, продумывать каждый шаг заранее и отвечать за него;
  • Развивает логику и интеллект, память и воображение, усидчивость и внимательность, целеустремленность и выдержку, умение за короткий срок концентрироваться и сосредотачиваться;
  • Воспитывает умение адекватно воспринимать проигрыш и неудачи, учит работать над ошибками и делать выводы;
  • Расширяет кругозор, границы системного и стратегического мышления, фантазии и творческого потенциала;
  • Дает уверенность в себе и формирует характер, учит общению и развивает знания в психологии противника, воспитывает волевые качества;
  • Выполняет важнейшие функции в дошкольном развитии ребенка. Повышает работоспособность и дисциплинированность, выносливость и стойкость.

С какого возраста начинать

Польза игры в шахматы неоценима и для детей, и для взрослых. Как показывает практика, уже в три-четыре года ребенок может освоить шахматные правила. Но учитывайте, что крохе в таком возрасте слишком трудно долго концентрироваться на подобном процессе. Поэтому занятия не должны быть продолжительными. Многие эксперты советуют начать обучение в четыре-пять лет.

Не спешите сразу вести кроху в шахматную школу. Во многих подобных заведениях дети ведут себя слишком шумно и активно, внутри стоит хаос и гул.

Тренер в таких клубах не сможет заниматься с каждым персонально. Ребенок может не понять правила и, что от него требуется, может испугаться.

Первые проигрыши, стресс, новые люди и обстановка, неразбериха и суматоха напрочь отобьют интерес к шахматам и желание играть.

Поэтому начать обучение лучше дома, в привычной и комфортной обстановке. Когда уже кроха освоит азы игры, можно обратиться к тренеру или отдать малыша в шахматный кружок. А привить любовь к игре в шахматы должны родители. Объясните начальные правила. Но делайте это деликатно и терпеливо, без давления.

Подберите для ребенка удобный инвентарь. Доска не должна быть слишком большой или маленькой, магнитной или пластиковой. Выбирайте классическую деревянную доску 40х40. Здесь фигуры и детали будут в поле зрения ребенка. Фигурки должны хорошо отличаться друг от друга, чтобы малыш понял ценность каждой и смог отличить нужную. Они должны быть комфортными и не выскальзывать из рук.

Правила обучения

Смотрите обучающие видео и программы, играйте на компьютере или смартфоне, читайте соответствующие книги. В процессе обращайте внимание, какими способностями обладает кроха. И уже на основании этого составьте приблизительный план обучения.

Первые занятия должны быть непродолжительными и составлять до десяти минут. Иначе ребенок переутомится, а игра наскучит крохе. Используйте игровую форму занятий и знакомьтесь с правилами постепенно.

Постепенно увеличивайте продолжительность занятий до 30-60 минут в день. В школьном возрасте можно уже играть и по два часа. Но как только видите, что ребенок заскучал или устал, прекращайте игру.

Не ругайте ребенка, если у того что-то не получается. Спокойно объясняйте ошибку и обязательно хвалите. Отмечайте, что в этот раз он играл лучше, чем в предыдущем. Не заставляйте заниматься насильно, иначе это отобьет любовь к шахматам.

Не давите на результат и не ругайтесь, если малыш проиграл. Наоборот, поддержите и похвалите ребенка. Выявите ошибки и причины проигрыша. Важно сформировать правильное отношение к проигрышам, иначе это отрицательно скажется на детской психике.

Как научить ребенка играть в шахматы

Чтобы увлечь ребенка, расскажите, что это древняя игра, где есть два войска. И они сражаются друг с другом. Детки любят таинственное и загадочное. Расскажите о фигурах, придумайте о каждой занимательную историю или легенду. Красочно оформленные и красивые фигурки обязательно заинтересуют малыша.

Объясните, что шахматная доска разделена на клетки, и каждая клетка — один шаг. Важно донести до малыша, что игра должна быть честной, что здесь важно строго соблюдать правила.

Не рассказывайте сразу о всех фигурах, действуйте постепенно. Выучите название, место расстановки и правила хода. Лучше начинать с пешек. Причем сначала можно играть только пешками. Сыграйте несколько партий и закрепите навык, а уже затем добавьте новую фигуру и так далее.

Чтобы развить навыки игры, у малыша постоянно должен быть партнер. Не отказывайте крохе, если тот просит поиграть с ним. Когда он освоит правила и принципы игры, ближе к школе запишитесь в шахматный кружок или обратитесь к персональному тренеру. В любом случае, если вы планируете дальнейший рост, без профессионального обучения не обойтись.

Чтобы заинтересовать малыша, если тот совсем не хочет играть, психологи советуют использовать интересный прием. Просто не давайте ему играть. Запретный плод сладок, и каждый малыш захочет сделать то, что запрещено. Показывайте, как интересно играть в шахматы, но не давайте ему рассмотреть и потрогать фигурки, принять участие в игре. Тогда кроха обязательно скажет, что тоже хочет играть.

Кстати, такой прием работает со многими сферами. Если малыш не хочет играть на музыкальном инструменте или даже кушать. Скажите, что сейчас нельзя кушать овощи. И вот увидите, как кроха начнет уплетать блюдо, когда еще пару минут назад отказывался.

Источник: https://zen.yandex.by/media/id/5a23961577d0e62b8c133408/6-prichin-nauchit-rebenka-igrat-v-shahmaty-5d9dfea7e4fff000adc4bd24?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=3597527334.517.1579614129489.36182&integration=publishers_platform_yandex

Как заинтересовать ребенка шахматами?

Любому родителю, который хоть немного «в теме», совершенно ясно, что сегодня мало дать детям минимальную базу мертвых энциклопедических знаний для того, чтобы обеспечить им «путевку в жизнь», и для достижения успехов как в академическом, так и профессиональном планах, необходимо не просто вколачивать в бедные головушки наших деток знания, а развивать в них способности эти знания получать, анализировать, обобщать, синтезировать и т.д. А для этого не в последнюю очередь нужны хорошо развитые: память, внимание и умение концентрироваться, логика и абстрактное мышление.

Достаточно беглого взгляда на школьную программу, чтобы убедиться, что развитие этих навыков не является приоритетным (мягко выражаясь).

Где и как можно все это развивать? Способы есть. Но вряд ли найдется другой такой, который был бы одновременно настолько эффективным, развивал бы всю совокупность перечисленных способностей и при этом был бы настолько увлекательным, как шахматы.

Шахматы — это удивительная игра, развивающая такой широкий спектр способностей у ребенка, что постараться приобщить к ней своего ребенка необходимо каждому родителю. Тем более, что сегодня для этого существует масса возможностей: секции, книги, программы, и онлайн клубы.

Но как заинтересовать ребенка такой непростой и взрослой игрой? Как сделать так, чтобы приведя в секцию шахмат своего ребенка, не услышать: «мамочка, я не хочу, я ничего не понимаю, это ужасно скуууучно»?

Надо его просто подготовить. Развить интерес к шахматам дома, в безопасной обстановке, дать минимальную, но прочную базу и поднять уверенность ребенка в своих силах. Когда для ребенка шахматы станут привычными, когда он будет с упоением двигать фигурки, точно зная как и куда они ходят — его уже с уверенностью можно вести в группу — фундамент уже будет к тому моменту прочным и надежным.

Как именно познакомить ребенка с шахматами?

Кстати, заинтересовать шахматами совсем маленького кроху можно старым добрым Pixar’овским мультиком «Gerry’s game» (Игра Гарри).

Этот оскароносный мультик вряд ли оставит равнодушным Вашего кроху, и он наверняка начнет интересоваться фигурами и доской — а тут уже Ваш выход, дорогие родители — подхватите этот интерес и развивайте!

Помните, не стоит сразу «грузить» ребенка правилами игры. Покажите ребенку фигуры. Кстати, прикупите для этой цели недорогой набор шахмат, который Вам не жалко будет отдать на растерзание, не отдавайте маленьким детям дедушкины коллекционные, они навряд ли выживут.

Позвольте ребенку играть с шахматами, как ему захочется. Расскажите про названия фигур, расскажите про историю шахмат. Побольше занимательных историй, поменьше нотаций!

Поиграйте с ребенком в такую игру: поставьте на доску одну фигуру. Попросите ребенка запомнить где она стоит. Лучше всего ставить сначала в угол, так, чтобы было очень просто запомнить ее положение. Попросите ребенка отвернуться — передвиньте фигуру на одно поле. Спросите ребенка — что изменилось. Пусть вернет ее на прежнюю позицию.

Усложняйте игру очень постепенно, НЕ ТОРОПИТЕСЬ! Важно, чтобы ребенок получал УДОВОЛЬСТВИЕ! Дайте ребенку почувствовать вкус победы.

Далее, когда ребенок освоится с перемещением фигуры на одну — две клеточки, начните усложнять: периодически менять фигуру, например, если сначала был белый конь, замените его на черного коня. Спросите, что изменилось? Справился? Замечательно!

Затем можно усложнять так: менять одну фигуру на другую, менять цвет фигур, добавлять фигуры и убирать их. Эта игра будет активно развивать у ребенка внимательность, память и за одно он освоится с названиями фигур.

Далее расскажите про то, что на доске есть вертикали и горизонтали. Чтобы ребенок лучше запомнил есть такая игра: договоритесь с ребенком, что когда вы будете командовать «вертикаль» он будет становится, а когда будете командовать «горизонталь» — ложится на ковер.

Как вариант — можно показывать руками: поднимать руки вверх на «вертикаль» и вытягивать в стороны по команде «горизонталь». Затем покажите их на доске, и обратите его внимание на то, что каждый вертикальный ряд подписан буквой (a,b,c,d,e,f,g,h), а каждая горизонталь — цифрой.

Далее расскажите, что каждый квадратик (как черный, так и белый) называется «полем» и у каждого есть свое имя, и чтобы узнать как зовут конкретное поле, надо посмотреть на название вертикали и горизонтали, на пересечении которых оно расположено.

Поиграйте в игру «Ладья вышла на прогулку»: Вы будете называть поля, на которые «пожелала прогуляться Белая(Черная) Ладья», а ребенок будет помогать ей продвигаться. За одно и расскажете куда «смотрит» ладья (только по вертикали и горизонтали), что ходить она может только туда, куда смотрит. Так если она стоит на поле а1, то «смотреть» она может только вперед и вправо.

Если она стоит, скажем, на а5, то тут уже она может «смотреть» вверх, вниз и вправо. Поставьте ладью в центр доски и спросите на сколько сторон она может смотреть. Не торопите ребенка, и не давайте ему слишком быстро подсказок и правильного ответа. Пусть сам додумается, ему будет приятно, когда он найдет правильный ответ!

Далее можно ввести понятие «взятие» — нужно непременно объяснить (детям это не очевидно!), что «бить или брать» можно только фигуры противоположного цвета и никогда свои, и только если твоя фигура на них «смотрит»! Тут можно поиграть: расставить на доске штук 5-6 фигур противника и предложить ладье их «съесть».

Далее в таком же духе нужно познакомить ребенка с тем, как «смотрят, ходят и бьют» разные фигуры и пешки, где их исходные позиции; с основной целью игры, которая заключается в том, чтобы «взять в плен чужого короля», т.е. поставить шах и мат, и с основными правилами шахмат.

Ребенок, обладающий прочной «базой» будет уверенно чувствовать себя в секции по шахматам, и станет с удовольствием учится различным приемам, стратегиям и комбинациям, а главное — уже успеет втянуться в увлекательнейшую из игр, и возможно сохранит интерес на всю жизнь.

Источник: https://www.detkityumen.ru/biblio/category135/category137/728/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector