Как научить считать ребенка по линейке?

Современная реальность тесно связана с научно-техническим прогрессом. С раннего возраста дети привыкают к различным электронным приборам, легко осваивая их. С другой стороны, полноценное формирование личности человека требует развития познавательных процессов в раннем детстве. Внимание, память, мышление развиваются с помощью простых упражнений, органично вплетенных в игровую канву.

Для полноценного развития важно научить ребенка как можно раньше считать примеры в пределах 10.

Это станет основой формирования понимания понятий «больше» и «меньше», умения концентрировать внимание, ориентироваться в пространстве, различать фигуры, определять длину, размеры предметов. Положительный результат обеспечит усердие, желание родителей, которые должны руководствоваться законами возрастной психологии.

Как быстрее всего научить ребенка считать примеры в пределах 10

Процесс счета в уме состоит из речевого и двигательного компонента. Вначале каждое счетное действие должно проговариваться вслух. Со временем такие процессы будут проходить автоматически с помощью только визуального восприятия. Перекладывание предметов в процессе счета поможет сформировать понятия «больше» – «меньше», запомнить количественные обозначения.

Как научить считать ребенка по линейке?Математические задания в картинках на вычитание в пределах 10

В каком возрасте лучше это делать по ФГОС

В возрасте 1-3 года важнейшей деятельностью детей является манипулирование предметами, экспериментирование с различными материалами, совместные игры со сверстниками под присмотром взрослых.

Именно на фоне этих активностей и нужно вводить арифметические упражнения. Осваивать счет по порядку, используя различные предметы, малыши могут уже с двух лет.

Уже к 3-4 годам ребенок учится делить яблоки или конфеты между членами своей семьи, отнимать, складывать, выполнять некоторые простые математические действия.

Как понять, что ребенок готов

Чтобы сформировать у малышей арифметические навыки и умения, нужно опираться на определенные предпосылки. Категорически не рекомендуется что-либо навязывать. Дети начинают проявлять интерес к счету уже с раннего возраста.

Заметить это легко, предлагая на прогулке подсчитывать количество ступенек, машин, других предметов. Если ребенок активно включается в процесс счета, можно постепенно усложнять задачи.

Важно закрепить интерес и знания, развивая мотивацию с помощью увлекательных игр и примеров.

С чего начинать

Уже в возрасте 6 месяцев ребенку нужно начинать рассказывать простые стишки с цифрами, а когда исполнится один годик, уже можно учить показывать его возраст на пальцах.

Как научить считать ребенка по линейке?С самого начала обучения родителям важно создавать положительный эмоциональный фон, заниматься с ребенком понемногу, но часто.

Обучать малышей лучше, используя любимые детские игрушки. В процессе игры рекомендуется перемещать их так, чтобы проиллюстрировать понятия «много», «больше», «меньше», «поровну», связывать видимое количество с цифровым обозначением. Кроме того, с их помощью можно научить детей понимать, что такое состав числа. Важно отдавать предпочтение пониманию, запоминанию каждого шага обучения.

Популярные способы обучения ребенка

На начальной стадии обучения рекомендуется использовать различные наглядные материалы. В этот период полезными будут красочные картинки, кубики, пирамидки, матрешки.

Счет на пальцах

Наиболее простым и распространенным методом обучения является счет на пальцах. Эта проверенная методика основана на народном творчестве. Простые стишки, поговорки, детские песенки эффективно помогают формированию детских навыков счета на начальных этапах. Кроме того, метод развивает моторику пальцев.

Как научить считать ребенка по линейке?Данный способ имеет свои недостатки, поскольку в детском восприятии цифра непосредственно связывается с конкретным пальцем.

Облегчить переход к другим методикам поможет специальное пособие, которое легко изготовить своими руками.

Для этого понадобится 2 куска вспененной резины или ткани разного цвета, 22 липучки, лист картона. Из резины нужно вырезать две ладошки.

На кончики пальцев с двух сторон и по их центру разместить по липучке. Это позволит загибать пальцы в нужном количестве, создавая различные комбинации.

Как научить считать ребенка по линейке?С помощью этого пособия можно наглядно изучить понятие «состав числа».

Как научить считать ребенка по линейке?
Как быстро выучить таблицу умножения ребенку 8 лет? ????

На предметах

Для большей эффективности запоминания результатов счета нужно включать в процесс обучения зрительные и тактильные каналы. Это позволяет производить операции с целыми числовыми группами. Важно использовать однородные предметы в представлении определенного числа. Отлично подойдут простые привычные кубики.

Как научить считать ребенка по линейке?Сначала понадобится 5 штук, коробка с расчерченными клетками, карточки с написанными числами.

Расположение и количество отдельных предметов запоминается детьми достаточно хорошо. Таким способом в детском сознании формируется представление о конфигурации определенного числа.

Вначале малыша просят положить в коробку один кубик, назвать число и выбрать соответствующую карточку. Затем при добавлении других элементов ребенок должен менять карточки. После нескольких повторений маленький ученик запоминает конфигурации кубиков. Далее можно переходить к операциям сложения и вычитания, используя игровую форму. При этом счет постепенно увеличивается до 10.

На линейке

Перед началом обучения устному счету, рекомендуется потренировать малыша с помощью линейки. Например, можно попросить его показать на делениях, сколько будет, если к четырем прибавить два. Данный метод помогает малышу научиться считать. С другой стороны, многие специалисты считают, что такая методика не способствует быстрому развитию познавательных процессов.

Как научить считать ребенка по линейке?Например, память, мышление, внимание остается на прежнем уровне.

Как научить малыша устному счету

Устный счет развивает мышление, сообразительность, быстроту реакции, четкость мысли. Кроме того, данное умение повышает способности к обучению, уверенность в собственных силах.

Правила обучения счету в уме

Чтобы достичь видимых успехов в обучении, нужно проявить терпение и определенное упорство. Кроме того, необходимо придерживаться следующих важных правил:

  • поддерживать интерес у ребенка;
  • поощрять каждое достижение, успешное действие;
  • избегать принуждения учиться считать;
  • не повышать голос, не ругать малыша;
  • не давать детям слишком сложных заданий;
  • регулярно повторять пройденный материал;
  • закреплять умения считать с помощью окружающих предметов.

Как научить считать ребенка по линейке?Начинать обучение детей устному счету можно уже с возраста 2-3 года, постепенно усложняя задания.

Игры, примеры и стихи

Чтобы сформировать необходимые навыки счета, достаточно выполнять специальные упражнения. В повседневной жизни можно тренировать ребенка с помощью таких игр:

  • номера машин. Это упражнение развивает умение быстро считать. Малышу требуется сложить все цифры автомобильного номера;
  • магазин. Перед походом за покупками ребенку следует о них рассказать и попросить считать купленные товары и держать их в уме. В процессе совершения покупок спрашивать малыша, сколько осталось купить;
  • задачи и стишки из Интернета. Иллюстрированные задания, специально созданные веселые стихи помогут детям быстрее включиться в обучение.

Как научить считать ребенка по линейке?Обучение через стихи

Чем помогут таблицы сложения и вычитания

Такие материалы способствуют закреплению умения считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, сформировать навыки сравнивать числа, понимать состав числа 10, решать задачи на увеличение выбранного числа на несколько единиц. Современные методики обучения активно используют такие таблицы, они позволяют довести простые математические действия до автоматизма.

Одна цветная таблица состоит из 81 маленьких табличек с примерами на сложение и вычитание. На обратной стороне помещен ответ.

Как научить считать ребенка по линейке?Таблица сложения и вычитания

Как научить ребенка считать примеры в пределах 20

Для объяснения основ арифметических действий в пределах второго десятка рекомендуется пользоваться проверенным алгоритмом. Это позволяет осмыслить понятия двухзначных чисел, научиться их складывать и отнимать.

Вначале нужно разложить предметы в два ряда по 10 штук, пронумеровав нижний десяток. Это облегчит запоминание двухзначных чисел. Например, над кубиком «один» будет располагаться «один-на-дцать», над «три» – «три-на-дцать» и так далее до двадцати. Затем повторять упражнение до запоминания.

На следующем этапе нужно попросить ребенка выложить по порядку нижний ряд кубиков так, чтобы получился десяток.

Затем попросить на него выкладывать по несколько элементов, производя математические действия с целыми десятками и несколькими единицами. При этом каждое счетное действие нужно проговаривать с ребенком вслух. Например, «десять плюс пять равно пятнадцать».

Данное упражнение в игровой форме нужно проводить до тех пор, пока малыш не поймет принцип сложения чисел. После этого можно переходить к упражнениям на вычитание, используя такой же развивающий материал и следуя этому же алгоритму.

Чего не следует делать при обучении счету

Правильно сформированные арифметические умения являются основой полноценного интеллектуального развития ребенка, поэтому категорически не рекомендуется использовать методики, которые могут негативно сказаться на мышлении и памяти. Например, злоупотребление счетом на пальцах не требует развития пространственного запоминания количества предметов. Такой способ помогает наиболее быстро ознакомиться с цифрами.

Обучение счету с помощью палочек и записей примеров может также привести к отрицательным эффектам в виде привычки считать медленно, складывая и вычитая только по единице. Если слишком часто использовать данный метод, то тормозится развитие умения складывать по числовым группам.

Счет с помощью линейки помогает изучить ребенку понятие «числового ряда». Этот метод тренирует понимание сути складывания и вычитания. С другой стороны, данная методика абсолютно не тренирует память.

При обучении малыша категорически не рекомендуется использовать сложные термины, поскольку для маленького ученика будет сложно понять суть заданий. Нужно подробно объяснить значение каждого слова.

Наиболее популярные вопросы

Какая методика обучения счету самая лучшая?Злоупотребление наглядными примерами при обучении арифметическим умениям тормозит развитие памяти и не тренирует мышление, поэтому лучше формировать данные навыки у ребенка в устной форме.

Надо ли заучивать таблицы сложения?Операции сложения и вычитания являются основой математики, поэтому их лучше довести до автоматизма. Общепринятая практика – это заучивание данной таблицы на память.

С другой стороны, наибольших успехов дети достигают, если они понимают, что такое число, что означает «прибавить» или «отнять».

С самого начала обучения малыша нужно использовать разные способы и варианты решения задачи. Это помогает развить гибкость мышления, облегчит математическое образование ребенка на более поздних этапах.

Источник: https://kaknazvat.com/deti/nauchit-rebyonka-schitat-v-predelax-10-i-20/

Как научить ребенка складывать и вычитать

Навыком устного счета ребенок должен овладеть в начальной школе, но лучше обучить его раньше. Уверенно складывая и вычитая, он быстрее освоит математику. Приложив немного усилий, родители сами могут научить малыша считать в уме. Для этого есть несколько эффективных методик.

Что должен уметь ребенок перед обучением

Осваивать устный счет лучше с 5-6 лет. Желательно, чтобы первоклассник уже умел вычитать и складывать. Перед тем как приступать к занятиям, он должен освоить такие навыки:

  1. Порядковый счет до 10 и больше. Перечисляйте любые предметы, окружающие вас. Числа должны ассоциироваться с количеством. Неплохой вариант научить дошкольника считать – игра в прятки и считалочки.
  2. Графическое изображение цифр. Ребенок не только ассоциирует числа с количеством – он должен знать, как их обозначают. Как правило, дети запоминают цифры быстро по наглядным примерам. Первое время малыши могут изображать их зеркально, с лишними или недостающими элементами. Просите ребенка называть номера кабинетов, номерами машин. Играйте с кубиками, числовыми мозаиками.
  3. Раскладывание цифр в порядке убывания-возрастания. Одновременно с этим малыш изучает понятия «больше-меньше-равно» и другие сравнительные характеристики, учится объединять предметы, убирать лишнее, продолжать ряд. Все это он должен уметь примерно в 4 года. Очень эффективны картинки, где нужно соединять рисунок по точкам.
Читайте также:  Как лечить гидроцефалию головного мозга у детей: методы терапии

Как научить считать ребенка по линейке?

Как научить ребенка считать

У малышей преобладает образно-наглядное мышление. Математические понятия детишкам воспринимать и заучивать трудно, потому что большинство из них абстрактны. Поэтому обучать ребенка вычитать и складывать лучше, основываясь на практических действиях с предметами. Специалисты рекомендуют использовать разные методики:

  • счет на пальцах;
  • особые приемы выполнения математических действий;
  • освоение состава чисел;
  • заучивание таблиц математических действий;
  • работу с развивающими книгами;
  • освоение счетного материала.

Как научить считать ребенка по линейке?

  1. Психологи утверждают, что дети осваивают знания в три стадии: привыкание, понимание материала, запоминание информации. Обязательно соблюдайте очередность этапов.
  2. Не учите складывать и вычитать по единице (1+1+1=3 и т.д.). Это не стимулирует умственное развитие и вырабатывает устойчивую привычку подсчитывать медленно. Не учите прибавлению и отниманию по линейке – такая техника не развивает память.
  3. Оптимальный объем информации ребенок получит, если вы будете заниматься с ним трижды в день по 10 минут. Он не будет уставать и терять энтузиазм.
  4. Закрепляйте знания в повседневной жизни. например, на прогулке считайте все вокруг: собак, машины, мальчиков и девочек и т.д.
  5. Не давайте слишком сложные упражнения. Увеличивайте трудность постепенно. Не ругайте малыша, если он делает ошибки. Лучше дайте больше заданий, которые он точно сможет решить правильно.
  6. Переходить к сложению и вычитанию в столбик можно, когда ребенок полностью выучит, как пишутся цифры. С этого момента он не ассоциирует их с количеством каких-то определенных предметов.
  7. Не повторяйте изученный материал ежедневно. Лучше вспоминать информацию, когда она нужна для решения упражнений посложнее.
  8. Следите за реакциями малыша. Если вы заметите, что ему стало скучно, попробуйте сменить методику.

Счет на пальцах

Это базовый навык, который малыш способен освоить в 2-3 года. Примеры заданий:

  1. Пусть малыш поднимет 2 пальца на одной руке, и 1 – на другой. Попросите его посчитать общее количество.
  2. Пусть ребенок расправит все 5 пальцев одной руки, загнет 2. Предложите сосчитать, сколько осталось прямыми.

Как научить считать ребенка по линейке?

С предметами на бумаге

Когда решение задач на пальцах малышу будет даваться легко, переходите к этапу посложнее. На бумаге рисуйте примеры сложения и вычитания, схематически отображая количество какими-либо символами. Примеры:

  1. «У нас есть три сердечка (рисуем первое, второе, третье). К ним надо добавить еще одно сердечко (ставим плюс, изображаем фигурку). Сколько всего сердечек получилось?». Можно дать крохе нарисовать ответ самостоятельно. Важно, чтобы он запоминал значения символов «плюс, минус, равно».
  2. «У нас есть семь кружочков. Минус три. Сколько кружочков у нас осталось?».

Как научить считать ребенка по линейке?

С цифрами

Обучение счету на этом этапе самое сложное, подойдет дошкольникам. Пишите ребенку обыкновенные примеры. Сначала делайте не больше трех упражнений с числами от 1 до 10. Постепенно увеличивайте количество до 7-10 упражнений в день. Сперва научите складывать, а затем отнимать. Можете вводить небольшие двузначные числа. Примеры:

  • 5+4= ?;
  • 9-3= ?;
  • 10+7= ?;
  • 19-2= ?.

Как научить считать ребенка по линейке?

Как научить ребенка решать примеры

Малыши хорошо усваивают все, что вызывает у них положительные эмоции. Родители должны постараться сделать занятия максимально увлекательными. Придумывайте задачи с цифрами, рисунками в игровой форме. Сначала освойте примеры до десяти, потом – двадцати и т.д. Детально разберите термин «состав числа».

В пределах 10

Легкие задания малышу можно предлагать уже в 2-3 года. Сначала можно научить ребенка считать в уме до 5, затем до 10. К 4-м годам задания можно усложнить. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок понимал значение понятий «больше», «меньше», «поровну». Примеры заданий:

  1. «У Алисы 2 яблока, а у Кристины – 3. У кого из девочек больше фруктов? У кого меньше?».
  2. «У тебя два печенья. Одно ты отдал папе. Сколько печенек у тебя осталось?».
  3. Разложите перед ребенком 5 карандашей. Попросите малыша убрать два, посчитать, сколько осталось.

Как научить считать ребенка по линейке?

В пределах 20

Переходить к примерам следует, когда ребенок уверенно считает до 10. Для наглядности используйте предметы. Примеры заданий:

  1. «Девять карандашей решили подружиться с 5 фломастерами. Сначала они познакомились с одним. Сколько получилось (9+1=10)? Затем они подружились с оставшимися фломастерами (4). Сколько всего предметов получилось (10+4=15)?».
  2. «У Тани было 12 конфет. Сначала она отдала подруге Кате 2 штуки, а потом еще столько же. Сколько конфет осталось у Тани (12-2=10, 10-2=8)?».

Как научить считать ребенка по линейке?

Как объяснить ребенку состав числа

Понимание этого момента очень важно для навыка счета. Объяснить ребенку состав числа тяжело, ведь ему нужно запомнить порядка 50 комбинаций, а потом свободно оперировать ими. Чтобы он быстрее освоил материал, предложите такие задания:

  1. Разложите указанное количество предметов на две тарелки и перемещайте их, создавая разные сочетания.
  2. Пусть ребенок на основе предыдущего задания дополняет число до нужного и наоборот.
  3. Зарисовывайте домино.
  4. Закрашивайте ячейки, на которых записан состав изучаемого числа.

Как научить считать ребенка по линейке?

  1. Довести первое слагаемое до 10 (вспоминая, что 10 состоит из 8 и 2).
  2. Понять, сколько еще нужно добавить. За основу берется то, что 7-2=5.
  3. Посчитать, что 10 прибавить 5, будет 15.

Пример вычитания с доведением до 10:

  1. Чтобы вычесть 9 из 16, сначала отнимаем 6. Получаем 10.
  2. Вспоминаем, что состав числа 9 – 6 и 3.
  3. Вычитаем из 10 – 3, основываясь на том, что 6 мы уже вычли. Получаем в итоге 16-9=7.

Освоив понятие состава числа, ребенок в дальнейшем научится:

  • понимать, что результат сложения или вычитания разных чисел может быть одинаковым;
  • складывать и вычитать в пределах 100 и 1000;
  • определять разрядный состав числа;
  • выполнять действия с каждым разрядом по очереди.

Как выучить таблицу сложения

В школах это считается основной методикой освоения устного счета. Подразумевается, что заучивать таблицы ребенок должен под контролем родителей в домашних условиях.

Как правило, учитель лишь проводит ознакомительное занятие, решает с детьми несколько тренировочных упражнений.
Как научить считать ребенка по линейке?
Есть много способов заучивания таблиц. Большинство детей половину примеров запоминают автоматически, освоив переместительный закон. Эффективно заучивание таблиц с помощью стишков, попевок. Можно распечатать примеры, чтобы всегда были перед глазами. Можно пользоваться приемами эйдетики. На их основе создаются картинки или сочиняются сказки с использованием числовых образов. Материалы для закрепления знаний:

  • тесты;
  • раскраски;
  • мультимедийные презентации;
  • компьютерные математические тренажеры.

Видео

Источник: https://mosmama.ru/13706-kak-nauchit-rebenka-skladyvat-i-vychitat.html

Как научить ребенка считать по линейке видео

  • Эффективные методы, как научить ребенка считать и сделать этот процесс для него легким и увлекательным.
  • Родители, у которых растут маленькие детки, сталкиваются с дилеммой: начинать обучать их счету, чтению, письму как можно раньше, чтобы в школу ребенок уже шел подготовленный (да и перед окружением можно похвастаться – вот у меня маленький вундеркинд растет) или же не омрачать детство ребенка занятиями, позволив выполнять учителям свою работу?
  • Но ведь всегда можно найти компромисс: заинтересовать малыша настолько, чтобы он сам хотел учиться.
  • Сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка считать, не слишком его нагружая.

Правила, которых должны придерживаться родители, что хотят научить своего ребенка считать

  1. Часто родители оказываются перед выбором: они хотят научить чадо считать, но боятся, что у них не получится или просто не знают, с какой стоны приступить к выполнению этой задачи.
  2. Сейчас так много специализированной литературы, что, казалось бы, больших проблем возникнуть не должно, но многие продолжают сомневаться.

  3. Детские психологи утверждают, что независимо от того, чему вы решили научить ребенка, нужно придерживаться определенных правил:
    • Запастись терпением.
    • Одни дети все схватывают на лету, но некоторым нужно больше времени, чтобы освоить новые знания.
    • Вы должны без устали повторять с малышом уроки, не нервничая, что он медленно соображает.
  1. Учить дитя максимально деликатно.

    Однажды я стала свидетельницей истерики мамаши, сын которой никак не мог ответить на ее вопрос: «Сколько будет 7х8?».

    Дело было на общественном пляже и горе-мамаша орала так на своего сына, что даже я с перепугу забыла, сколько же получится, если 7 умножить на 8.

    Подобными методами вы ничего не добьетесь, только детскую психику травмируете.

    1. Заинтересовать свое чадо уроками, особенно если речь идет о дошкольниках.
    2. Школьнику уже можно объяснить, что научиться считать нужно, да и для него в качестве примера будут служить одноклассники, которые уже вовсю считают.
    3. С крохами обучение нужно проводить так, чтобы они все воспринимали как игру и сами хотели заниматься.
    • Разработайте систему.
    • Уроки, особенно если речь идет о детях до 6 лет, не должны быть длинными (максимум – 15 минут), но они точно должны быть систематическими.
    • Занимайтесь каждый день понемногу и тогда вы добьетесь результатов.
  2. Повторяйте пройденный материал, но так, чтобы не перегружать малыша.

    Нельзя чтобы он уставал от ваших уроков.

Как научить ребенка считать: первые уроки

Начинать учить ребенка считать можно уже с полугода.

Конечно, пытаться заставить младенца посчитать предметы – глупо, а вот закладывать фундамент будущих знаний можно, рассказывая стишки, в которых присутствуют цифры, например:

  • «Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять»;
  • «Сорока-ворона», только слово «этому» заменяйте на «первому», «второму»;
  • «Мы делили апельсин» и т.д.
  1. В годик можно усложнить задания, объясняя малышу, например, при помощи кубиков, что такое «один кубик», и что такое «много кубиков».
  2. Также, начиная с года, нужно учить дитя показывать на пальчиках, сколько ему лет.
  3. Когда кроха достаточно подрос, чтобы интересоваться цифрами (ориентируйтесь, по своему дитю, когда нужно начинать учить его считать, потому что некоторые дети готовы к урокам, начиная с 3 лет, другим нужно ждать до 5), придерживайтесь следующего алгоритма действий:
    • Выучите цифры от 1 – до 10.
    • И то, как они звучат, и то, как выглядят.
    • Не игнорируйте «0», кроха должен понимать эту цифру.
  1. Визуализируйте эти цифры при помощи любых игрушек вашего сына или дочери: вот 5 кубиков, а вот 3 машинки и т.д.
  2. Разберитесь, какие цифры «большие», какие «меньшие», что означает понятие «поровну».

    Например, загадайте ребенку задачку: «У Вани 2 яблока, а у Наташи 3 яблока. У кого яблок больше?», а потом «Наташа съела одно яблоко. Теперь у нее 2 яблока и у Вани 2 яблока. У кого теперь больше?».

  3. Считайте сами и побуждайте малыша считать вместе с вами.

    Можно считать все, что вы видите, дома или во время прогулки на улице.

С помощью чего можно научить ребенка считать?

  1. Научить трех-, четырех-, пятилетнего ребенка считать устно достаточно трудно.
  2. Используйте наглядные материалы, например, магнитные цифры, кубики с цифрами, картинки и прочее.
  3. Когда вы перейдете к сложению и вычитанию, то можно использовать:
  1. Пальчики.

    Пусть ребятенок сосчитает пальчики на вашей руке, затем загните один или два пальца и спросите «Сколько осталось?».

    Закрепить это упражнение можно, проговорив «Если от 5-ти пальчиков, отнять два пальчика, остается три».

  2. Палочки.

    Способ тот же, что и с пальцами.

  3. Линейку.

    Чтобы получить число 5, нужно сначала найти на линейке цифру 2, затем, двигаясь вправо отсчитать три деления, так мы получаем 5, то есть 2+3=5.

Читайте также:  Как понять что памперс маленький стал ребенку?

Как самостоятельно научить ребенка писать?

Учтите, что не все детские психологи одобрительно относятся к использованию пальцев, палочек и линейки, для того чтобы научить ребенка считать.

Некоторые убеждены, что таким образом родители поощряют своих детей лениться с раннего возраста, не тренируя их память и мышление.

Как научить ребенка считать с помощью игры?

  • Если вы будете учить дошкольника считать в процессе игры, то добьетесь максимальных успехов, ведь малыш будет с удовольствием участвовать в таких уроках.
  • Игр, благодаря которым можно обучать детей счету, можно найти в специализированной литературе предостаточно.
  • Я вам предлагаю простейший вариант для начального этапа обучения.
  • Игра называется «Путешествие в грузовике».
  • Чтобы играть в нее, вы уже должны освоить с малышом цифры от 0 – до 10 и объяснить ребенку, что такое сложение и вычитание.
  • Вместо грузовика можете использовать любое другое транспортное средство, главное, чтобы оно было достаточно вместительным.
  • Пассажиры грузовика – десять солдатиков/пупсиков/зверушек/гномиков или любых других игрушек, которые вы сажаете в кузов грузовика.

Интеллектуальные игры для детей

Итак, все пассажиры заняли свои места. Пересчитайте их, чтобы убедиться, что все на месте.

Грузовик везет зверушек на работу.

Первая остановка – «Магазин». Здесь сошел ежик. Сколько пассажиров осталось? 9.

Вторая остановка – «Школа». Здесь сошли лягушка и котенок. Сколько пассажиров осталось? 7.

  1. И так далее, пока кузов не окажется пустым.
  2. Пусть малыш пересчитывает оставшихся зверушек, если испытывает трудности с вычитанием.
  3. Главное, чтобы он понимал суть игры.
  4. Сложение можно учить, забирая всех зверушек от мест их работы и везя их домой.

Как научить ребенка считать устно?

Это наиболее сложный этап, к которому нужно переходить после того, как ребенок научился считать при помощи кубиков, палочек, других наглядных пособий.

Вы должны объяснить малышу, что он не всегда сможет пользоваться пальчиками (взрослые так не считают), да и палочки с собой никто не носит, чтобы решить задачку.

Для начала делайте элементарные упражнения, например, «Сколько получится, если к 2 прибавить 1?», и разрешайте дитю проговаривать решение задачки вслух.

  • Постепенно переходите к более сложным упражнениям и приучайте ребенка считать в уме.
  • Еще несколько советов, чтобы научить вашего малыша считать,
  • вы найдете в видеоролике:
  • И помните: самое главное – не то, как научить ребенка считать, а как сделать этот процесс для него легким и увлекательным, чтобы он не трясся от страха, когда вы несете кубики или магнитные цифры, зная, что сейчас его будут мучить задачками.
  • Хвалите и поощряйте свое чадо, даже если у него не все получается и, ради Бога, не кричите на него.

Полезная статья? Не пропустите новые!Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Source: dnevnyk-uspeha.com

Источник: https://detishki.ahuman.ru/kak-nauchit-rebenka-schitat-po-linejke-video/

Как научить ребёнка считать: простая инструкция от педагога

Чтобы всё получилось без стресса для родителей и ребёнка, следуйте этим правилам.

Перед тем как целенаправленно обучать ребёнка счёту, расскажите ему, что такое «один» и «много». Проще всего делать это дома и на прогулке. Комментируйте увиденное: «У подъезда стоит одна машина, а во дворе — много», «Семечки клевал сначала один голубь, а теперь — много».

Как правило, к трём годам малыш уже способен усвоить эти понятия. А к четырём понимает вопрос «Сколько?» и при ответе на него пользуется словами «Один», «много», «ни одного».

К 4–5 годам самое время приступать к счёту количественному. Главное условие обучения — ребёнок должен видеть предметы, которые вы считаете.

Если мы будем просто считать вслух (например, в считалке «Раз, два, три, четыре, пять…» мы перечисляем числа) и малыш не будет видеть перед собой пересчитываемые предметы — всё бесполезно.

Он запомнит лишь последовательность чисел, но считать не научится.

Приведу пример ситуации, которая поможет освоить количественный счёт. Около подъезда дома стоят ограничивающие столбики, чтобы машины не подъезжали к нему впритык. Предложите ребёнку переходить от одного столбика к другому и одновременно последовательно называть числа. Таким образом он понимает, что каждый столбик в ряду соответствует названному числу.

Аналогично нужно научить малыша порядковому счёту. Когда спускаетесь по лестнице, проговаривайте, наступая на каждую ступеньку: «Первая ступенька, вторая ступенька» и так далее.

К пяти годам ребёнок способен считать в пределах пяти, отвечать на вопросы «Сколько всего?» и «Который по счёту?». Важно, чтобы к этому возрасту малыш мог соотносить последнее число с пересчитанными предметами. Например: «Один, два, три, четыре. Всего — четыре банана».

В магазине предложите отсчитать и положить с прилавка в пакет пять яблок, три свёклы и тому подобное. На прогулке считайте деревья, машины, собак, птиц, детей, коляски, игрушки и так далее. Дома пересчитывайте домочадцев, расставляйте посуду, столовые приборы, салфетки по количеству гостей, раздавайте по печенью, конфете, зефиру каждому и так далее. И всё считайте, считайте…

К шести годам ребёнок способен считать (отсчитывать) в пределах десяти; пользоваться количественными и порядковыми числительными. Если вы видите, что привычные упражнения он выполняет хорошо, усложните задачу. Для тренировки на порядковый счёт посадите игрушки в ряд. Пусть ребёнок ответит, на котором месте сидит зайчик, ёжик, остальные игрушки. Пример ответа: «Ёжик сидит на третьем месте».

К семи годам потренируйте дошколёнка называть числа в прямом (5-6-7) и обратном порядке (10-9-8), попросите посчитать предметы в разных направлениях: слева направо и справа налево, в ряд, по кругу. Учите ребёнка определять, какое число пропущено, отличать понятия «предыдущий» и «следующий» относительно обозначенного числа.

В этом возрасте дети уже способны раскладывать большое число на два меньших (в пределах десяти) и составлять из двух меньших большее. Такие задания лучше всего выполнять, когда под рукой есть набор счётных палочек, карандаши, картонные полоски. Эти предметы помогут сделать тему «Состав числа» наглядной.

Не все родители знают, чем отличаются числа от цифр. Рассказываю: первые мы называем и слышим, вторые — пишем. По мере знакомства с числами можно постепенно знакомить ребёнка с цифрами. Предлагаю делать это весело: лепить их из пластилина, выкладывать горохом, камушками на картонке, складывать из макарон, рисовать в воздухе. К семи годам ребёнок обычно умеет писать цифры от 1 до 10.

Дети любят подвижные игры. Обучающий элемент становится для них вроде бы второстепенным, но на самом деле он не теряет своей ценности. Вот три игры, с помощью которых счёт освоит любой непоседа:

«Найди свой домик» Все участники игры получают карточки (по одной) с изображением разного количества предметов. Пока дети бегают врассыпную, взрослый кладёт на каждый стул карточку с цифрой. По сигналу «Раз, два, три! Домик свой найди!» участники должны занять стулья в соответствии с цифрой на своей карточке.

«Кто быстрее?» Ведущий раздаёт каждому участнику карточку с цифрой. По его сигналу «Раз, два, три! Предметы собери!» дети разбегаются и находят в окружающей обстановке предметы в соответствии с цифрой на карточке. Например, на прогулке это могут быть жёлуди, шишки, камушки, палочки. Усложнение: «Найди на один предмет меньше/больше, чем обозначено на карточке».

«Столько — сколько» Ведущий говорит одному из участников: «Прыгни на правой ноге (присядь, подними руки) столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши». Дети поочерёдно выполняют задания ведущего.

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/kak-nauchit-rebyonka-schitat-prostaya-instrukciya-ot-pedagoga.htm

Как научить складывать и вычитать числа | Математика

«Раз, два, три… здесь шесть яблок.»

Что мы только не считали — и ступеньки в подъезде, и ёлки во дворе, и зайчиков в книжке… Выглядело это приблизительно так. «Сколько зайчиков? Показывай пальчиком. Раз, два, три. Три зайчика. Покажи три пальчика. Умница! Правильно!» Сыну поначалу было не интересно считать, искать ему нравилось больше.

Игра в прятки тоже не лишняя: «Раз, два, три… десять. Я иду искать. Кто не спрятался я не виноват!» В 3 года мы не могли считать до 10, вместо цифр произносили неведомые слова с похожей интонацией.

Зато позже из-за того, что часто требовалось показать количество пальчиков, цифры ассоциировались с количеством предметов.

Знает цифры

«Раз, два, три… здесь шесть яблок. Цифра «шесть» пишется вот так «6».»

Я не припомню никаких специальных упражнений, которые мы бы делали. Всё происходило мимолётом. «Мы на каком этаже? На втором. Смотри, вот его цифра написана на стене. «2». Покажи два пальчика. Молодец.

» В лифте: «На каком этаже живёт бабушка?» — «На 3-ем» — «Какую кнопку нужно нажать?» — «Вот эту» — «Немного не угадал. Вот тройка». В магазине: «У нас ключ от ящичка под номером 9. Вот, видишь, на ключе есть бирка. На каком же ящичке написана такая цифра?». Нечто похожее с номерком от гардероба.

В очереди к врачу: «Какой номер кабинета? Вот цифра.» — «Два» (насколько я понимаю, наобум) — «Нет, это цифра «5». Покажи 5 пальчиков. Хорошо!». «Когда папа приедет?» — «Через час. Смотри, сейчас короткая стрелка на 6-ти. Когда эта стрелка будет на 7-мёрке, вот тут, тогда и приедет.

» «Переключи, пожалуйста, на «1 канал». Неси пультик. Тут написана единичка. Нажимай на эту кнопку. Спасибо.» Интересны картинки-мозайки, где нужно наклеить маленькие квадратики на цифры. Цифры определяют какой-либо цвет. Помимо изучения цвета и числа тренируется мелкая моторика.

Зеркально написанные ребёнком цифры нужно обязательно исправлять. Есть такой диагноз «дисграфия». Для его исключения стоит обратиться к логопеду.

Может разложить (назвать) цифры в порядке возрастания-убывания

«Баба-Яга пришла и перемешала все цифры. Сможешь ли расставить их правильно?»

До трёх-четырёх лет ребёнка нужно научить сравнению, а именно:
1) различать понятия большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий, тяжёлый-легкий, широкий-узкий, толстый-тонкий, старый-новый, быстрый-медленный, далеко-близко, горячий-тёплый-холодный, сильный-слабый и т.д. Искать самый маленький предмет, самый длинный…

Читайте также:  Как сбить температуру у ребенка?

2) объединять предметы: по цвету, по форме и другим характеристикам (посуда, одежда, мебель, домашние животные), находить на картинках отличия.

4) убирать лишний предмет в ряду (например, из нескольких красных яблок одно зелёное), продолжать ряд (например, ▷ ☐ ▷ ☐ ▷ ☐ ?), называть недостающий элемент (например, ▷ ☐ ▷ ? ▷ ☐ ▷), разносить по парам (например, ▷ ☐ ▩ ☐ ▷ ▩ ), называть что было сначала, что потом (сначала одеть кофту, потом куртку, а не наоборот; сначала на дворе осень, потом зима…).

5) складывать пирамидку, пазл, насаживать в определённой последовательности бусинки.
Только у меня книжек с похожими заданиями для малышей не меньше 20 штук. Раньше с сыном, теперь с дочкой с увлечением их просматриваем и проговариваем. «Покажи все фрукты» — «Вот» — «Молодец!» (хлопаем в ладоши) — «Что это за фрукт?» — «Апельсин» — «Угу. Ещё есть?»…

К 4-м годам можно и нужно вводить настольные игры (усидчивости и внимания уже хватает): домино, карты, лото, с фишками (у каждого игрока по фишке) и кубиками (ход делается на число точек, выпавших на кубике), где победителем становится первый дошедший по нарисованной карте до финиша. Мы использовали стандартные варианты, а не детские.

В карты играли в «Пьяницу» с полной колодой (с 2-ми и 3-ми): колода делится на игроков поровну, в стопках карты переворачиваются рубашками вверх и вытягивается верхняя, мастей нет, взятку забирает тот, чья карта больше (7-ка бьёт 4-ку, 2-ка бьёт туза, на две равноправные кладутся ещё по две карты: одна рубашкой вверх, другая лицевой стороной, во второй раз оцениваются достоинства только верхних карт: «Кто забирает?» — «Я!» — «Как?! Что больше: 5 или 10? Давай посчитаем…»), она присоединяется к общей стопке, побеждает тот, у кого будет вся колода. Радости нет предела, если играть садится семья в полном составе (с папой, бабушкой, дедушкой…). Ребёнок учиться не только играть, но и правильно воспринимать поражение. Лучше уметь перебирать цифры от 1 до 10, и обратно, от 10 до 1, чем считать до 100. Когда нам исполнилось 5 лет, мы уверенно делали и то и другое. Обратный счёт можно произносить в эстафете: «Кто больше соберёт кубиков? Приготовились! Десять, девять, восемь… один. Старт!». Такие конкурсы мы устраивали, когда пора было убирать разбросанные игрушки. Научиться счёту до ста нам помогли картинки, где нужно соединить точки по возрастанию цифр. Если проговаривать, то получается хороший результат. ««Сорок девять». Потом что идёт?» Запоминается облик, произношение числа и порядок следования. Можно растолковать, что в десятках цифры одни и те же, расписав при этом числа следующим образом:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
50 51 52 53 54 55 56 57 58 59
60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79
80 81 82 83 84 85 86 87 88 89
90 91 92 93 94 95 96 97 98 99

А закреплять материал сподручно по дороге: «Когда приедем?» — «Недолго осталось. Досчитаешь до ста и приедем. Давай вместе. Раз, два…»

Более 100 до школы мы не учили. Отвечала на вопросы только когда ребёнок сам интересовался: «А что идёт после 100? А сколько будет одна тысяча и одна тысяча?». Или если числа встречались в житейских ситуациях: «Ждём 205 автобус. Два ноль пять. Скажи, когда увидишь 205-ый».

Полезно также называть цифры стоящие до или после заданного числа или в определённом промежутке. Посодействует в этом игра: «Я загадала цифру от 1 до 20, попробуй отгадать её с 5 попыток, а я буду говорить больше она или меньше названного тобой числа. Загадала.» — «Три» — «Больше» — «Семь» — «Меньше» — «Пять» — «Молодец! Угадал! Теперь твоя очередь загадывать число.»

Знает понятия больше-меньше

«У папы 6 яблок, у мамы 8. У кого больше яблок?» — «У мамы.»

В клубах объясняют, что цифра 22 больше 18, так как ближе к 100. Это верно, но мы параллельно раскладывали кучки из орехов, воздвигали башни из кубиков, чтобы связать образ цифры с количеством предметов. Больше-меньше постепенно усложняется, так же как и сложение-вычитание. Почти одновременно со знаками плюс-минус-равно вводятся знаки больше-меньше-равно.

Сыну тогда было чуть больше 5 лет. «С одной стороны много яблок [интонация обязательна!], расстояние между пальцами большое, рядом с раскрытой стороной знака большее число».
«С другой стороны мало яблок, расстояние между пальцами малюсенькое, уголок смотрит на меньшее число».

«Равно», «поровну», «одновременно», «одинаково», «столько же» одно и то же: «У тебя и папы одинаковые кружки», «У меня столько же супа», «Подели конфеты поровну с сестрой». Проблем с этим понятием нет, когда в семье два ребёнка. Наиболее сложно сравнивать числа состоящие из одних и тех же цифр. Почти всегда мы решали именно их.

«У папы 3 яблока. Разогни три пальчика.

У мамы 2 яблока. Разогни ещё два пальчика. Сколько всего яблок? Сколько пальчиков? Один, два, три, четыре, пять. У папы и мамы пять яблок.»

«У папы 3 яблока. Разогни три пальчика. Он поделился с тобой одним яблоком. Загни один пальчик. Сколько яблок у него осталось? Один, два. У папы осталось два яблока.»

«У папы было 2 яблока. Покажи два пальчика. Папа проголодался и съел оба яблока. Убери два пальчика. Сколько у него осталось?» — «Папа всё съел. Папа не дал мне яблочка 🙁 Папу нужно поставить в угол!» — «Угу, у папы не осталось яблок. У него ноль яблок. Хи-хи, и да, его нужно поставить в угол.»

Ребёнок обязательно пересчитывает все предметы. Не спешите, понимание, что на одной руке 5 пальцев приходит не сразу.

С предметами на бумаге

У нас сложности возникли не с поиском ответа, а с проговариванием всего примера со знаками, с правильным склонением предметов. «Один, два, три. Три конфетки. ПЛЮС. Одна конфетка. Сколько всего? Один, два, три, четыре. Четыре конфетки. Давай ещё раз. Три конфетки ПЛЮС одна конфетка РАВНО четыре конфетки.»

С цифрами на бумаге

Трёх примеров в день вполне достаточно. Через полгода их число можно довести до 5-7-ми.

Ответы нужно не только проговаривать, но уже и записывать.

Состав числа

Сколько точек нужно дорисовать, чтобы получилось точек?
От слов «таблица сложения», которую зубрят как «таблицу умножения» у меня начинается зуд. Соображалка и логика у ребёнка, по-моему, в этот момент вообще отключается.

Поэтому я старалась поставить сына в такие условия, чтобы он сам догадался, что результатом сложения разных чисел может являться одно и то же число. «Один плюс два?» — «Три» — «Два плюс один?» — «Три» — «То есть от перемены мест слагаемых сумма не меняется» (хм, последнее вырывалось автоматически: что такое «слагаемое» я сыну не объясняла).

«А сможешь решить примеры:
2 + 3 = ?
1 + 4 = ?» — «Легкотня! Пять. Ой, тут тоже пять. И там и там пять!» Можно также взять семь ложек: «Сколько всего ложек?» — «Раз, два, три… семь». Одну ложку отложить в сторону: «Сколько ложек в каждой кучке?» — «Одна и раз, два, три… шесть» — «А всего?» — «Семь» — «Получается, что 1 + 6 = 7».

Ещё одну ложку переложить: «А теперь сколько ложек в каждой кучке?» — «Две и пять» — «А всего?» — «Семь» — «Смотри, количество ложек в кучках меняется, но общее количество остаётся прежним». Далее в клубе он рисовал домики, в которых живут числа (уже без моего участия). На этаже по две квартиры.

Нужно расселить всех жильцов так, чтобы на каждом этаже их количество было равно числу, указанному хозяином на крыше.
_ _ / / / / / 2 / 3
/_______ /_______
|_0_|_2_| |_0_|_3_|
|_1_|_1_| |_1_|_2_|
|_2_|_0_| |_2_|_1_| |_3_|_0_|

Без пересчёта первого числа

«У папы 3 яблока. У мамы 2 яблока. Сколько всего яблок? Три уже есть. Разогни три пальчика. Теперь ещё два. Три, четыре, пять.»

Сама не заметила как сын перестал пересчитывать все предметы. Объяснила пару раз, но не стала настаивать.

По заданному условию самому сформулировать, записать и решить пример

«Смотри. Есть задачка. «У тебя в планшете загружено 7 игр. В 5 ты уже играл. Сколько осталось неизведанных игр?»» — «Две» — «Верно. Её можно записать как «7−5=2». Интересно, получиться ли у тебя самому расписать похожую задачку. «После ужина нужно вымыть 10 грязных тарелок. 4 уже вымыты. Сколько ещё лежат в раковине?»» — «Шесть» — «А как записать?» — ««10−4=6»» — «Молодец!»

Задачки должны быть простыми и обыденными, с предметами из повседневной жизни, с вопросами «сколько», «на сколько».
«У тебя 3 машинки. На день рождения тебе подарили ещё 3. Сколько машинок у тебя стало?» (6)
«У тебя 6 карандашей, у девочки, с которой ты вчера играл, — 2.

На сколько карандашей у тебя больше?» (4)
«Тебе 5 лет, Никита на три года тебя старше. Сколько Никите лет?» (8)
«Есть пять собачек и три мячика. Всем хватит по мячику? Сколько мячиков не хватает?» (нет, 2)
«На берёзе растут 2 груши и 4 банана.

Сколько всего фруктов растёт на берёзе?» (0, так как на берёзе фрукты не растут)

Связь сложения и вычитания

Вычитание — это операция обратная сложению. Иными словами, чтобы более комфортно в уравнении х+1=3 найти неизвестную переменную х (произносится «икс»), запись приводится к виду х=3−1 (когда число переносится за рано, оно меняет свой знак с плюса на минус и наоборот).

Полный пример:
х + 1 = 3
х = 3 — 1 = 2
Вот эту связь и нужно донести ребёнку. То есть показать, что 2+1=3 — это то же самое, что 3−1=2 и 3−2=1. Для чего можно предложить ему самому на основе увиденного придумать 3 условия задачи (вместо точек могут быть бантики, домики, машинки и т.д.).
Всего точек
«Как ты думаешь, какие примеры можно написать? Скажем,
6 + 2 = 8 или 2 + 6 = 8 «Сколько всего точек?»
8 — 2 = 6 «Сколько зелёных точек?»
8 — 6 = 2 «Сколько розовых точек?»
А теперь твоя очередь.»

− =
+ =
+ =

Источник: http://shpargalkablog.ru/2015/06/addition-subtraction.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector