Как разговорить не говорящего ребенка?

Под воздействием речи у 2-летнего ребенка формируются психические процессы, память, мышление. Посредством общения малыш познает окружающий мир, социальный опыт, управляет собственной деятельностью. В 2 года наступает важный этап в развитии, когда кроха активно овладевает речью. В данный период важно заниматься с малышом, стимулировать речевую деятельность.

Развитие ребенка в 2 года

Как разговорить не говорящего ребенка?

Возраст от полутора до 3 лет − активный и благоприятный период для освоения речи. Формируются психологические процессы: память, внимание, мышление в совокупности с процессом говорения. Благодаря увеличению словарного запаса слов ребенку проще общаться со взрослым, познавать окружающий мир. Двухгодовалый малыш с удовольствием смотрит мультфильмы, слушает сказки, способен осмыслить их содержание. Внимание становится устойчивее, совершенствуется память и восприятие. Ребенок способен перечислять предметы, находящиеся вокруг, устанавливать простые связи между ними, проводить сравнение.

Родители должны активно помогать двухлетнему ребенку в освоении речи, заниматься с помощью игровой деятельности. Второй год отличается активной игрой, когда малыша легко заинтересовать яркими картинками, предметами, вовлечь в совместную деятельность.

Малыш на 3-м году жизни способен высказывать критические замечания в адрес взрослых и себя, внимательно слушать, повторять за родителями слова, складывать их в предложения. От 2,5 до 3 лет словарь крохи увеличивается в 3 раза, что стимулирует улучшение качества речи.

Ребенок объединяет предметы (куклы, мячи, машинки – игрушки; морковка, каша, пюре − еда).

Несмотря на расширение словарного запаса, родители должны понимать, четкость произношения достигается не сразу, что связано с возрастными особенностями. Ребенок хорошо произносит простые слова «мама», «каша», «папа», «деда», «дай», «нога».

Конструкции сложнее даются непросто, но малыш старается их произносить по-своему: «здравствуй», «хорошо», «пожалуйста», «нельзя», «банан», «кошка», «собака». В 2 года малышу тяжело произносить отдельные звуки: ф, с, ц, ш, ж, ч, щ, р, л, й.

Ребенок в 2 года говорит набором слов («мама пи» − мама, хочу пить, «баба Паша пошел» − баба и я пошли и т. д.), осмысленность и правильная цепочка слов появляются ближе к 3 годам. Родителям следует не повторять детский лепет, а помогать малышу правильно оформлять предложения, логически выстраивать слова, говорить правильно.

Как разговорить не говорящего ребенка?

Важно в данный возрастной период ситуативно-деловое общение мамы и ребенка. Совместные игры, мытье рук, уборка, прием пищи, прогулка помогают осваивать речь, если родители проговаривают каждый этап, предметы, с помощью которых выполняется действие. Малыш активно копирует, подражает взрослому в быту, что позволяет сформировать у крохи понятия:

  • Пространства.
  • Объема.
  • Цвета.
  • Времени.
  • Эмоций.

Двухлетний ребенок, по мнению психологов, неврологов и логопедов, должен:

  • Иметь словарный запас слов в 100-300 слов.
  • Правильно указывать на картинку с предметом, животным, природным явлением.
  • Строить простые предложения из 2-3 слов.
  • Называть части предметов, определять категории окружающих вещей.
  • Активно использовать в речи местоимения «мы», «я», «ты», «он».
  • Использовать в предложениях предлоги.
  • Ставить вопросы.
  • Интонационно высказываться, проявлять эмоции при говорении.

Задержка речевого развития

В 2 года из речевых отклонений психологи и неврологи могут диагностировать ЗРР (задержку речевого развития).

Необходимо понимать, что диагноз во многом ставится из-за субъективных показателей: малыш не знает счет, стих, не может ответить на вопросы. Каждый ребенок индивидуален, может стесняться при докторе.

Либо скудное количество слов, которое наблюдалось в 2 года, перерастает в активное говорение к 3 годам.

Как разговорить не говорящего ребенка?

Поставить диагноз ЗРР могут по признакам:

  • Ребенок не говорит совсем, указывает на предметы пальцем, вместо слов «мычание».
  • В словах часто встречается замещение звуков, перестановка.
  • Малышу затруднительно отвечать на вопросы взрослого.
  • Кроха с трудом складывает смысловые предложения из 2-3 слов.
  • Не понимает смыслового содержания прочитанной сказки, потешки, стихотворения.
  • Не может повторить за взрослым распространенное предложение («Маша пошла гулять на улицу»).
  • При говорении определенных звуков напрягаются мышцы лица, появляется подёргивание мышц.
  • Активный и пассивный словарь пополняется медленно, чем положено по норме.
  • Ребенку тяжело собирать картинки, кубики, пазлы из 4 частей.

Причины отклонения

Неговорящим ребенок становится в результате не только психологических нарушений. В развитии речи важную роль играет социальное окружение.

Если родители с рождения не разговаривают с крохой, не проводят совместно время за играми, на прогулке малыш остается наедине с самим собой в песочнице, может возникнуть ЗРР. Говорению научиться сложнее, если нет общения с другими детьми, людьми, кроме мамы, папы, бабушек.

Обучать речи легче, когда совместные игры нравятся ребенку. Если родители подобрали неправильную, неинтересную программу развития, малыш может лениться учиться, не быть активным.

Психологи утверждают, задержка речи возникает нередко в результате особенностей характера малыша, что не является отрицательным фактором. Родителям нельзя заставлять говорить кроху, который отличается застенчивостью, робостью.

Годовалый мальчик, девочка могут быть общительными и активными, играть с другими людьми, детьми, а по достижении двухлетнего возраста стать скромными, необщительными. Это связано с возрастными особенностями, кризисом 3-летнего возраста, когда кроха начинает делить взрослых на «своих» и «чужих».

Наследственность играет немаловажную роль. Если мама или папа начали говорить поздно, ребенок в 70% случаев повторяет речевое поведение родителей.

Как разговорить не говорящего ребенка?

Провоцирующим фактором для развития ЗРР является отсутствие необходимости в говорении. Мамы и папы любят выполнять просьбы ребенка с первого раза, иногда малыш даже не произносит желание, показывает пальцем, «мычит».

Родители догадываются, что необходимо крохе без слов и выполняют просьбу, что неверно. У ребенка отсутствует мотивация для говорения, когда его и так понимают.

Если малыш показывает пальцем, не хочет говорить, психологи советуют говорить: «Не понимаю, чего ты хочешь, скажи», чаще провоцировать ситуации, усложняющие деятельность ребенка без языка.

Среди патологических причин ЗРР выделяют:

  • Неврологические нарушения.
  • Соматические патологии.

Рекомендации психолога и логопеда родителям

Начинать обучение необходимо с раннего возраста, два года − подходящий период для развития психологических процессов, говорения посредством активной совместной деятельности. Проводить занятия с ребенком можно несколько раз в день, дома, во время прогулки. Чтобы запускать процесс овладения речью, следует выполнять ряд простых правил:

  • Помогать крохе осваивать окружающий мир. На улице (особенно в летний период) больше говорить с малышом о явлениях природы, какого цвета окружающие предметы, как называются животные, пробегающие мимо, посещать музыкальные театры, цирк.
  • Развивать моторику мелкую и крупную, заниматься лепкой. Сегодня в магазинах можно купить разнообразный пластилин: мягкий, кинетический, пластик, цветное тесто. Занятия способствуют развитию психических процессов, усидчивости, что отражается на быстроте освоения речи.
  • Учить с малышом названия животных, как кто говорит.
  • Малыши любят слушать, как взрослые читают сказки и стихи. Ошибочно мнение, что ребенок не развивается при несамостоятельном чтении произведения. При прослушивании развивается мышление, память, восприятие, внимание, осмысливание. Важно задавать ребенку вопросы по ходу чтения сказки, обсуждать героев. Если малыш не разговаривает, родители сами показывают ему пример: «Ух, какая лиса хитрая, да?».

Игры, занятия по развитию речи у детей

Развивать говорение необходимо с рождения. Отличным подспорьем будут детские песенки, малыши любят пропевать их вместе с родителями. Мамы удивляются, как кроха быстро запомнил колыбельную. До двух лет ребенок слушает песню молча, но поет каждый раз с мамой про себя перед сном.

Он не умеет пока говорить, но уже осмысливает происходящее, слушает, запоминает, чтобы потом воспроизвести. По такому же принципу советуют в возрасте с 2,5-3 лет включать песенки про алфавит или счет («Один чайник на столе, ножки две и ручки две, три у клевера листа, четыре лапы у кота…»).

Кроха может не понимать истинное значение счета, но запомнит его количественное обозначение.

Действенный способ развить речевую деятельность крохи в 2 года − играть.

Ловкая буква Если малыш знает уже несколько букв, можно выучить новые во время игры. Мама (папа) кидают малышу мяч и произносят букву, которую ребенок еще не знает, в ответ он должен кинуть мяч и произнести уже известную ему букву.
Ладушки Эффективно дается игра в ладушки, ее любят практически все детки. Под стих «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. Чего ели? Кашку. Чего пили? Молоко. Молоко сладенько, бабушка добренька». Родитель играет с малышом в ладошки. Взрослый может начинать стих, ребенок заканчивать каждую строчку самостоятельно.
Одинаковые карточки Крохе необходимо найти или подобрать одинаковые картинки. Лучше использовать в игре животных, чтобы можно было спросить у ребенка, как говорит зверь.

Действенный прием развития речи у детей в 2 года − артикуляционные упражнения. Нужно приучать ребенка с рождения владеть языком, губами, щеками.

Попросить надуть одну щеку, другую, уколоть их пальчиком и сдуть постепенно.

Изображать трубу губами со звуком «уууу», паровоз губами «чух-чух», вытягивать и прятать язычок в домик, дуть пузыри, погасить воображаемую свечу. Упражнения способствуют лучшему овладению процессом говорения.

Как разговорить не говорящего ребенка?

Эффективно помогают глупые вопросы взрослых или игра в Незнайку, как называют ее психологи.

Неговорящий ребенок указывает на какой-либо предмет с целью получить его, родители спрашивают, что ему нужно, но не могут никак угадать. Пример: малыш тянется за яблоком, мама говорит: «Что тебе дать? Лопатку? Кружку? Воду?».

Это будет отличным уроком для маленького крохи, придет осознание, что чтобы что-то получить, нужно научиться высказывать свои мысли.

Логопеды и психологи отмечают, развитие говорения проходит легко и непринужденно у детей, с которыми активно разговаривают родители еще с перинатального периода, когда кроха жил в животике у мамы.

После рождения не стоит прекращать игровую деятельность, петь песенки, читать сказки и стихи.

Малыш не может говорить, но ежедневный монолог родителей, пение, знакомство с окружающим миром способствуют активному говорению в дальнейшем.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/kak-nauchit-govorit-rebenka-v-2-goda/

Неговорящий ребенок. Как разговорить?

Евгения Князева Как разговорить не говорящего ребенка? Как разговорить не говорящего ребенка? Как разговорить не говорящего ребенка? Первые слова ребенка для родителей – долгожданное событие. Невероятно мило и трогательно наблюдать за тем, как кроха пытается общаться при помощи речи. Многие мамы и папы не упускают момент записать очередной «перл» своего чада на память. Однако есть молчуны, которые никак не желают разговаривать. Неговорящий ребенок – это не редкость. Как разговорить малыша? Для начала давайте разберемся, как происходит процесс овладения речью? Поначалу речь преимущественно строится на подражании.

Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Еще будучи грудничком, малыш улавливает интонации родителей. Затем наступает этап подражания действиям (движениям рук, ног, головы). В процессе невербального общения постепенно формируется и речь.

Этапы развития детской речи (1-3 года)

Большинство из них являются «обломками» взрослых слов. Примеры: Би – машина; гу – гулять, ди – иди; да – дай/да; мя – мяч; во – волк.

Малыш часто повторяет слог дважды (га-га, ту-ту, ко-ко).

Пытаясь что-то объяснить, ребенок активно использует жесты.

2. Предложения из нескольких слов-корней (1,6-2 года)

Примеры: Каби – кабина; Дифи – дельфин; Куби –клубника; Габи – грабли.

Некоторые звуки и слоги опускаются: «мокко» вместо «молоко», «сапо» вместо «сапоги», «моги» вместо «помоги», «заки» — вместо «закрыть».

 Слова по большей части искаженные, грамматическая связь между ними отсутствует, но по ритмическому рисунку слова похожи на взрослые, например: Тита – читать; Уита – улыбка; Кавазя – кузов;

Хиби – хлеб.

Ребенок часто использует повелительное наклонение (пить, дай, спать)

  • Ребенок учится использовать в речи правильные падежи, разграничивать единственное и множественное число, настоящее и прошедшее время, в речи появляются простые предлоги, однако малыш еще допускает множество ошибок.
  • К 3 годам ребенок уже активно использует предлоги и союзы, согласует их, изменяет слова по падежам, числам, лицам, правильно произносит слоги, употребляет все согласные звуки.
  • К 4 годам ребенок уже свободно владеет основными правилами грамматики и правильно произносит большинство звуков.
Читайте также:  Почему ребенок перестал есть мясо?

Памятка родителям. Как разговорить неговорящего ребенка?

Чтобы разговорить малыша, следуйте простым, но важным советам:

  • Помните, что для закрепления определенного звука, слога, слова необходимо его многократное повторение. Используйте разнообразные стишки и упражнения на звукоподражание.
  • Старайтесь избегать слов «скажи» и «повтори». Создайте игровую ситуацию, которая побудит малыша к коммуникации. Сначала продемонстрируйте речевой образец, затем несколько раз его проговорите. Вопросы задавайте ненавязчиво и мягко. Если ребенок молчит – отвечайте на них сами. «Кукла Даша хочет поиграть с мячом. Как Даша просит мяч? Даша говорит «Дай» Как говорит Даша? Даша говорит «Дай».
  • Меняйте тембр и интонацию, делайте речь более экспрессивной – это привлечет кроху.
  • Общайтесь с ребенком простым языком, при этом демонстрируйте ему примеры различных речевых конструкций, правильного согласования частей речи.

«Это машинка.

Машинка какая?» (красная/маленькая/красивая/быстрая) (существительное + прилагательное) «Как прыгают зайчата? Это зайчик прыгает высоко, а этот низко! Зайчатам весело!» (наречия) «Где твоя ручка? Вот твоя ручка! А это моя рука!» (местоимения) «Котенок играет с нами в прятки. Смотри, он спрятался в домике. А теперь за домиком.

А теперь он залез на крышу. Вот какой хитрый!» (предлоги) «Ущипни меня за нос. Ой-ой-ой! А теперь за щечку.

Ай-ай-ай! А теперь поцелуй! Ах, как приятно!» (междометия) «Что мишка делает? Мишка прыгает? А теперь что мишка делает? Мишка бегает!» (глаголы)

  • Помните, что в стихотворной игровой форме процесс протекает продуктивнее и веселее. Рассказывайте и инсценируйте как можно больше потешек, прибауток, коротеньких стишков. Не забывайте о пальчиковых играх! Они отлично стимулируют речь!
  • Читайте как можно чаще! Выбирайте книги с красочными иллюстрациями. Беседуйте по картинкам: «Что киса делает? Киса лежит на коврике! Где у кисы глазки? А где хвостик? А что под деревом растет? Грибочек? Вот какой большой!»
  • Проговаривайте все режимные моменты (умывание, еда, купание, одевание, прогулка и пр.) и бытовые ситуации. Не используйте лишних слов. Важны четкость и конкретика. Предложения должны быть короткими.
  • «Мы сейчас пройдем мыть ручки. Ручки грязные. Откроем кран, чтобы полилась водичка. Водичка какая? Теплая? Помоем ручки с мылом. Ручки будет чистые и душистые. А теперь вытрем ручки полотенцем. Теперь ручки сухие».
  • Разносторонне развивайте малыша. Изучайте цвета, фигуры, времена года, животных, противоположные понятия и пр.

Неговорящего ребенка вполне реально разговорить! Главное, создать благоприятные и комфортные условия. Занимайтесь регулярно и с удовольствием!

Евгения Князева

Игропедагог, эксперт по вопросам раннего развития

Источник: https://www.ostroumka.ru/kopilka-znaniy/razvitie-rebyenka/negovoryashchiy-rebenok-zapuskaem-rech/

Ребенок-"неговоряшка": как разговорить малыша

«Ему ведь скоро 2 года, а он ничего, кроме «мама-папа» не говорит», — часто приходится слышать такие жалобы от знакомых мам. Что же делать?

  • Давайте для начала разберемся, почему малыш не говорит?
  • Как разговорить не говорящего ребенка?
  • Причина 1. У каждого малыша свой темп развития

Часто родители, смотря на возрастные нормы, пугаются, что в нужное время не произошло то, что там написано. Смотрите на таблицу, но обратите внимание, что отставание возможно в пределах нескольких месяцев.

Развитие речи детей до 3-х лет (по М.Ф. Фомичевой и Т.Б. Филичевой)

возраст звукопроизношение словарь Фразовая речь Грамматический строй
3 месяца гуление
4-7,5 месяцев Лепет (согласные м-б в сочетании с гласными)
5-12,5 месяцев Согласные п-м-б-г-к и их мягкие варианты, гласные а-э. Социализированный лепет
15-20 месяцев Ударные гласные а-о-у-и, согласные п-м-б-г-к-д-т-н-л-с Названия лиц, предметов Отдельные аморфные слова в роли предложения (29 слов) нет
20-24 месяца Согласные х-п-й-н-т-д Названия лиц, предметов, появляются глаголы Объединение 2-х аморфных слов в предложения (87 слов). Рост предложений до 3-4 слов. Несклоняемые существительные, неспрягаемые формы глаголов во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения.
2-3 года Согласные с-л-в-з-ч-щ-ш-ц-ж-ф Гласные ы 500 слов Рост простого предложения. Появляются бессоюзные сложноподчиненные предложения, затем с союзами К 3-м годам освоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Усваиваются служебные слова. Не усвоена категория рода
  1. Есть ли мотивация заговорить?
  2. Часто потребности ребенка настолько активно удовлетворяются родителями, что ему и нет необходимости высказаться.
  3. Стресс

Иногда задержка речи может быть связана со стрессом. Да, и у детей они бывают. Может, малыш чего-то испугался, а может, услышал громкую ссору родителей?

Не хочу! Надоело!

«Ну скажи «киса»!», — вы наверняка видели мам и бабушек, которые настолько навязчивы в своем желании разговорить ребенка, что ему это надоедает и вызывает неприязнь. Может, стоит отпустить ситуацию?

Физиологические причины

Осложненные роды или беременность также могут стать одной из главных причин. В этом случае не обойтись без помощи специалиста невролога, логопеда или дефектолога.

Как разговорить не говорящего ребенка?

Что же теперь со всем этим делать? Ниже приведены факторы, влияющие на появление речи.

Чаще всего родители разговаривают с ребенком, развивая фонематический слух. Однако на развитие речи влияет формирование у ребенка музыкального и звуковысотного слуха.

  • Что делать?
  • — Включайте малышу небольшие отрывки детских классических произведений.
  • — Используйте в игре погремушки, колокольчики, бубенцы и другие музыкальные инструменты.
  • — Меняйте тон речи – побудьте немного актерами!
  • — Пойте для малыша.
  • Подробнее о музыкальном развитии малыша: Музыкальное развитие малыша в домашних условиях
  • Нейронные связи, участвующие в появлении речи, напрямую связаны со всеми видами развития моторики: крупной и мелкой, активизацией органов чувств (осязание, обаняние, зрение, слух, вкус).
  • Что делать?

— Включите в ежедневные игры с малышом комплекс упражнений: шаги, наклоны, махи руками. Обязательно в игровой форме (Давай походим, как слон. Как выгибает спинку кошечка?).

— Подключаем мелкую моторику. Известные игры в «Сороку», маленькие колючие шарики, игры и поделки с крупой и т.д.

— Активизируем артикуляцию: улыбки, кривляния, щелканье, моторчики губами – отличная гимнастика для мышц рта.

3. Эмоциональное и интеллектуальное развитие.

И этот пункт совсем не про знание букв и частей света.

Что делать?

— путешествуйте с малышом. Даже соседний двор, в который вы заглядываете редко, может стать целым открытием. Что уж говорить про кардинальную смену локации: город-деревня, холод-тепло, парки- площадки у дома, походы в лес.

— чтение книг, рассматривание картинок.

— активная игра перевоплощение (в животных, например)

4. Общение.

Вы скажите: «Но ведь мы итак разговариваем с малышом». Но ведь и простое общение можно разнообразить.

  1. — новые знакомства на детской площадке
  2. — поход в гости – новые взрослые и дети.
  3. Как разговорить не говорящего ребенка?
  4. Мы также обратились к эксперту: комментирует логопед Евгения Берчатова, @logoped.Zhe

«Ведущую роль в развитии речи ребенка до 3х лет осуществляют глаголы. Чем больше названий действий в речи, тем выше уровень развития его речи. Ориентируйтесь на доступные ребенку слова-действия: топ-топ (идет), кач-кач (качается), кап-кап (капает), ля-ля-ля (поет). Далее, когда ребенок уже освоил подобные слова, можно учить ребенка проговаривать сами глаголы (идет, качается и тд)».

  • Мы надеемся, что наши рекомендации помогут вашему малышу активно разговориться, а вам успокоиться и начать действовать!
  • Ирина Газизова @irina_vmuzike
  • Вам также понравятся статьи:
  • Как подружить ребенка с книгой: реальный опыт мам
  • Людмила Петрановская: Умный ребенок — это какой?

Источник: https://MoreMam.ru/articles/15004-rebenok-negovoryashka-kak-razgovorit-malyisha/

Из опыта работы с неговорящими детьми — советы логопеда. Другие дети

Содержание:

  • Работа с родителями
  • Светы родителям неговорящего ребенка
  • Работа логопеда

Работа с родителями

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Как разговорить не говорящего ребенка?

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты.

А он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью.

Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: «Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце».

Светы родителям неговорящего ребенка

В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

Советы родителям

  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку», «Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
  4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты»! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
  6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  8. Не говорите при ребенке о его отставании.
  9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
  11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».

Работа логопеда

Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым «скажи». На первых порах лучше не требовать от них речевой активности.

Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка.

Игры типа «Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.

Следующий этап — привлечение к занятиям. Работа ведется по нескольким направлениям:

  • развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);
  • побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;
  • побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это?, Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля, сова);
  • работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией (Мы играем; Мы едим; Моя комната);
  • развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);
  • стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.
Читайте также:  Сколько живет сперматозоид?

О важной роли речи в произвольной регуляции деятельности говорит Е.М.

Мастюкова в своей книге «Лечебная педагогика»: «При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается. Эти особенности деятельности, связанные с недоразвитием регулирующей функции речи, значительно затрудняют процесс обучения».

Чем старше ребенок, тем сложнее привлечь его к речевым занятиям. Даже в ситуации игры старшие дети более чувствительны к речевым побуждениям и сразу отворачиваются, уходят от контакта. Например, Артем Н. (3 года) говорил коротко «Неа» и утыкался головой в сложенные на столе руки.

А как только чувствовал, что речевая угроза миновала, опять веселел и был готов играть. В случае с Артемом С. (4 года) приходилось проявлять строгость и настойчивость: «Все равно не отпущу, пока не выполнишь задание. Выполняй, работай». А он при малейшей сложности сразу начинал плакать.

Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию активного словаря, прежде всего номинативного и глагольного.

Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: биби тпу (машина едет), ляля ааа (кукла спит). Услышанная у Антона А.

(3 года) фраза «дядя ити» (дядя починит) повторялась и в обычном, и в детском звучании, переносилась в другую ситуацию. Ребенок радовался, узнавал свои слова, смелее начинал говорить.

Интересно, что на фоне лепетной речи вдруг появляется нормально произносимое слово: у Максима Л. (3 года 3 мес.) — самолет, у Ильи П. (3 года 3 мес.) — машина, у Артема С. (4 года 4 мес.) — куры, у Артема Н.

(3 года 4 мес.) — упал. Ребенок несколько дней ходит и с наслаждением повторяет получившееся слово, сам вслушивается в новое звучание, демонстрирует его окружающим.

Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить.

Приобретению речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребенка в утренниках.

Даже пара слов, сказанная на нем, помогает ребенку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям.

Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для начинающих говорить.

Парамонова Т.В., учитель-логопед ДОУ № 1487, Москва Статья предоставлена журналом «Логопед»

Источник: https://www.7ya.ru/article/Iz-opyta-raboty-s-negovoryawimi-detmi/

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Как разговорить не говорящего ребенка?

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас.

Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша.

Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой.

Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу.

Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат.

Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу.

Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Источник: http://karkusha.su/13-sposobov-nauchit-rebenka-govorit-v-2-3-goda/

Как научить неговорящего ребёнка разговаривать?

  • Обучение неговорящего ребёнка речи условно можно разделить на:
  • -создание условий для появления активной речи;
  • -собственно обучение активной, самостоятельной речи, «говорению».

Общее психическое развитие, безусловно, влияет на развитие речи.

Поэтому, одним из обязательных условий для появления и развития речи являются занятия по развитию всех психических процессов—внимания, памяти, мышления и т.д. «Занятия»—не имеется ввиду обязательные занятия с психологом. Если у ребёнка обычное ЗПРР, это будет под силу и родителям.

Пособия для развития ребёнка можно приобрести в книжных магазинах. Если же ребёнок рождается с диагнозом, «обещающим » ему в дальнейшем ЗПРР , то заниматься с таким ребёнком тоже нужно с рождения, используя методики раннего развития.

Тут стоит заметить, что физические упражнения также способствуют развитию психическому и речевому. Во время занятий физкультурой происходит качественное кровоснабжение головного мозга, а значит, его питание кислородом.

Особенно показаны такому ребёнку плавание и динамическая гимнастика, при которой голова ребёнка оказывается опущенной вниз(если нет противопоказаний). Важным условием развития ребёнка является развивающая обстановка: тренажёры, плакаты, развивающие игрушки.

Обязательным условием для развития речи является речевая среда. Это не значит, что ребёнок просто должен находиться в обществе, говорящем на определённом языке, в семье. С ним ещё нужно общаться. Чётко , громко, выразительно…Показывать предметы, их действия и свойства и называть это соответствующим словом.

Необходимо играть с ребёнком и рассматривать картинки в книгах, озвучивая всё увиденное. Важно петь ребёнку песенки на родном языке. В песне, в голосе матери заложена созидательная сила Слова, запускающая механизм речи у малыша.

Замечено, что детям, которым матери часто пели песни, впоследствии не бывает нужна даже элементарная помощь логопеда по коррекции звукопроизношения.

Первым этапом развития речи (как на родном, так и на иностранном языке) является её понимание. Чтобы ждать от ребёнка появления активной речи, необходимо быть уверенным в том, что он понимает, о чём говорят окружающие, выполняет инструкции. В этом, доречевом периоде, активно используются жесты.

Благодаря жестам ребёнок может показать то, что ещё не может сказать. Между взрослым и ребёнком возникнет понимание ,происходит коммуникация . Ребёнку можно задавать вопросы для выяснения того, что он понимает, а что нет, и он сможет ответить жестом. Например, вы спрашиваете «Какой Миша большой? », а малыш вытягивает обе ручки вверх.

Вы спрашиваете: «Как медведь царапается?», а ребёнок совершает пальчиками царапающие движения по поверхности дивана. И вы понимаете, что слова и «большой», и «царапается» ребёнку понятны. На этом же этапе активно используется вопрос «где?» или просьба «покажи». Показать, где часы на стене, где свет(люстра), где мама и папа просят малыша ещё в полгодика.

Далее тот же вопрос переносится в работу с книгой, и ребёнок показывает уже на иллюстрациях, где курочка, где мышка, где собачка. Естественно, что проверять таким образом пассивный словарь ребёнка можно после того, как этот словарь сформирован, наполнен. То есть сначала мы занимаемся его пополнением, одновременно вводя жест для обозначения понятия.

Для пополнения пассивного словаря, конечно же, используем сначала предметы и явления, окружающие нас и ребёнка в жизни, в быту. Когда материал пройден и закреплён, эти же предметы и явления показываем ребёнку на карточках (предметных картинках) и в детских книгах на иллюстрациях.

Затем спрашиваем «где корова?» и , не дожидаясь ответа, показываем пальцем на изображение животного. Так мы учим понимать вопрос «где». И только потом просим ответить на вопрос «где?» самостоятельно.

Когда пассивный словарь приобретает внушительный объём, включается его активизация. То есть ребёнок начинает пробовать произносить известные ему слова. В идеале это происходит автоматически, но детям с речевой патологией нужно помогать . При разных нарушениях у детей разные произносительные возможности, поэтому и помощь требуется разная.

Читайте также:  Как снять отек в носу у ребенка?

Рассмотрим первый пример—анартрия. При дизартрии и анартрии, которая встречается в основном при ДЦП и ММД, не обойтись без массажа, пассивной логопедической гимнастики и пассивной артикуляции.

Ввиду того, что дети с анартрией «не чувствуют» свои мышцы (как при частичной анестезии у стоматолога), не ощущают положения артикуляционных органов, работа необходима в этих двух направлениях: усиление чувствительности с помощью массажа и создание артикуляционных укладов с последующим закреплением их.

Одновременно ведётся работа по развитию артикуляционной моторики и развитию кинестетических ощущений, а также по развитию речевого дыхания. Как правило, сначала вызываются гласные звуки, но можно начинать и с согласных, если позволяют артикуляционные возможности .

В случае с алалией дело обстоит не так. Звуки, как правило, не вызываются пассивной артикуляцией , а появляются сами в процессе созревания речевых зон коры головного мозга. Чаще всего появление нового звука, слога, слова связано с яркими положительными эмоциями в жизни ребёнка.

Такими же яркими эмоциями необходимо и сопроводить появление в речи новых достижений, чтобы вызвать закрепление этого успеха. Например, на ребёнка очень сильное впечатление произвело море, и он произнёс новое слово—море.

Взрослый должен тут же указать ребёнку на то, что у него неожиданно появилось новое слово, обрадоваться этому от всей души, обнять и поцеловать малыша, похвалить его, попросить ещё неоднократно произнести это слово.

Для того, чтобы стимулировать ребёнка к повторению того, что у него получилось, нужно создавать ситуации, в которых бы ему пришлось или захотелось это сказать. То есть, к этому морю нужно прийти ещё неоднократно, при этом эмоционально, громко спросить: «Что это???» Если ребёнок не ответит, то обязательно ответьте сами на этот вопрос. Не стоит «давить» на малыша.

Заставляя его непременно говорить. Он может быть не в том настроении сейчас. Поэтому на вопрос ответьте Вы. А в следующий раз ребёнку самому захочется снова повторить слово «море». Вся соль в том, что нужно «чувствовать» ребёнка. Однако, обычно в речи алалика появляются не новые слова, а новые слоги.

Именно слоги являются теми кирпичиками, из которых строится речь. Сначала это гласные звуки, потом—открытые, прямые слоги, так как их произносить легче, нежели просто согласный звук. Поэтому, при виде моря, скорее всего, возникает новый слог МО, если ребёнок делает только свои первые шаги в развитии речи. А уж потом, из имеющихся в активе слогов, складываются слова, которые заучиваются. Так происходит пополнение словаря детей-алаликов.

Очень похожим образом, методично заучивая слова, происходит формирование словаря слабослышащих детей. Но в этом случае мы не ждём, когда звуки и слоги возникнут самостоятельно, а занимаемся их постановкой с последующей автоматизацией.

Автоматизировать слог , повторяя его многократно, маленькому ребёнку обычно неинтересно. Для этого используем игровые приёмы. Например, делаем аппликацию «поезд», на вагончиках которого напечатаны изучаемые слоги. Или украшаем ёлочку шариками, на которых напечатаны слоги . Также предлагаем проговаривать слог за вознаграждение.

Например, «Скажи ДА а я дам тебе счётную палочку». И так, пока ребёнок не насобирает 10 палочек. Кроме этого, начинаем использовать слоги в речи, в совместной речи. Например, взрослый читает «жили-были дед да баба».

Когда ребёнку уже хорошо знакома эта фраза, взрослый делает паузу перед ДА и даёт ребёнку возможность произнести это слово самостоятельно. Точно так же действуем, когда изучаемый, недавно появившийся в речи ребёнка открытый слог является частью слова, а не самостоятельным словом, как в указанном выше случае.

Например, у ребёнка в речи появился слог НА. Его можно использовать как предлог, вовлекая ребёнка в совместное повествование, так и в составе слов: паНАма, каНАва, баНАны. Вовлекаем ребёнка в совместное повествование даже тогда, когда у него в активе есть только звуки. Например.

При наличии звука У можно вместе произнести паУк, Утка, Умка, страУс. Прекрасным средством для автоматизации ДУ, ЙА, ЙУ является песенка Крокодила Гены «Я играЮ на гармошке, У прохожих на виДУ.

К сожаленьЮ, день рожденьЯ только раз в гоДУ…» Такой материал для автоматизации звуков и слогов, а также целых слов, можно находить сплошь и рядом—в сказках, стихах, как детских, так и взрослых, в народных и детских песнях. Смешно, но замечательным материалом для автоматизации слога ЛА является шуточная песня на украинском языке «Ты ж мене пидманула».

Помогает закреплению новых слогов, а также развитию активной речи, одновременное овладение навыком чтения. Каждый звук и каждый слог, появляющийся в речи ребёнка, целесообразно записывать на карточку и учить, проговаривая. Цель такого обучения—многократное проговаривание, автоматизация. А запоминание слога—это побочный эффект, несомненно, положительный.

Для обучения чтению и, параллельно, развития речи неговорящих детей очень хорошо, на мой взгляд, подходит букварь Резниченко. К нему идут 4рабочие тетради, которые помогают разнообразить работу со слогом и словами.

В этом букваре нет обратных, закрытых слогов, как во всех остальных букварях. Только прямой, открытый, а также изолированные согласные и гласные. А ведь именно закрытый слог произнести сложнее всего.

Его не рекомендуется использовать на начальном этапе обучения речи, чтобы избежать искажений, пропусков звуков и дальнейшего закрепления этих ошибок в речи.

Источник: http://www.logoped.kh.ua/stati/55.html

Ребенок в 3, 3.5 года не разговаривает совсем или очень плохо непонятно говорит, только слоги

Статья даст определение такому понятию как задержка речевого развития и подскажет методы устранения данной проблемы.

Задержка речевого развития у детей 3 лет: причины

Прежде, чем вы начнете беспокоиться и искать симптомы задержки речевого развития (ЗРР) у своего малыша, примите во внимание следующее: речевое развитие ребенка достаточно индивидуальный процесс.

Если трехлетний ребенок вашей приятельницы рассказывает на память стихи, а ваш малыш молчит — это не повод бить тревогу. Это повод внимательнее присмотреться к своему малышу и его поведению. Кроме того, малышу придется пройти медицинское обследование и, скорее всего, изменить привычный досуг.

Не забывайте, понятие «речи» у специалистов и среднестатистических родителей разное! Специалисты различают пассивную и активную фазу речи, тогда как для родителей речь — это навык говорения. Если с пассивной фазой речи у ребенка все хорошо, значит, нужно набраться терпения и немного подождать.

А теперь о причинах ЗЗР. Они носят биологический и социальный характер.

Биологические:

  • Наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД). Это весьма популярный нынче диагноз, который не входит в Международный классификатор болезней. В переводе на обычный язык диагноз означает, что существует определенное сочетание симптомов, свидетельствующих о том, что головной мозг выполняет свою работу немножко не так, как написано в умных медицинских книгах. Причинами ММД могут быть: проблемная беременность и тяжелые роды, частые болезни в младенческом возрасте с их тяжелым течением, осложнения после прививок, черепно-мозговые травмы.
  • Тугоухость.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Наличие ДЦП, раннего аутизма, синдрома Дауна, синдрома гиперактивности.

Важно: Доказано, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники 20 лет тому назад. Объяснение достаточно банальное: современные дети слишком поздно переходят на твердую пищу. Помните: жевание самая лучшая зарядка для мышц речевого аппарата!

Социальные/педагогические:

  • Неблагоприятная социальная среда. Увы, но в данном случае речь идет о дефиците общения, которое наблюдается, в том числе, и у детей из благополучных семей.
  • Эмоциональные стрессы.
  • Билингвизм.
  • Гиперопека.
  • Чрезмерно информированная среда.

Задержка речевого развития у детей 3-3,5 лет: медикаментозное лечение

Важно: любое самолечение опасно! Заниматься медикаментозным лечением ребенка без предписаний специалиста — преступление!

Если ваш малыш не разговаривает, и нет положительной динамики в его развитии, значит стоит обратиться к группе специалистов. Обязательно проконсультируйтесь с

  • педиатром, наблюдающим ребенка с рождения,
  • детским неврологом,
  • детским отоларингологом,
  • логопедом,
  • иногда нужна консультация детского психолога и психиатра.

Только после консультации может быть назначен общий комплекс методов по преодолению ЗРР, в который входит и медикаментозное лечение.

Как правило, для медикаментозного лечения используются препараты, активно питающие нейроны головного мозга и участвующие в создании новых нейронных связей. Кроме того, в этот комплекс может входить препарат, активирующий работу речевых центров головного мозга человека. В некоторых назначениях могут присутствовать йодосодержащие лекарственные средства.

Чаще всего используются следующие препараты:

  • глицин,
  • когитум,
  • кортексин,
  • мильгамма,
  • пантогам,
  • семакс,
  • тонотен,
  • фенибут,
  • церебролизин,
  • церепро,
  • энцефабол.

Важно: Дозировку и длительность курса назначает лечащий врач!

Кроме медикаментозного лечения обязательно назначается комплекс коррекционно-развивающих занятий, включающий

  • расширение понятийного аппарата,
  • разработку крупной и мелкой моторики,
  • предметно-сенсорную терапию,
  • музыкотерапию,
  • массаж, в т.ч. пальчиковый,
  • зарядка, в т.ч. пальчиковая,
  • логоритмику,
  • арттерапию,
  • артикуляционную гимнастику.

Как научить разговаривать ребенка в 3 года: упражнения

Вы будете удивлены, но даже обычную прогулку можно превратить в занимательное упражнение, поскольку развивают речь не карточка Домана или модная игрушка, а общение со взрослым человеком.

1. Выразительно комментируйте все, что делает ребенок. Например, ребенок открывает дверь. Взрослый внятно говорит: «(Имя ребенка), открывает дверь!» и т.д. Особенно хорошо это делать во время прогулки. Ведь так можно не только называть предмет, но и озвучивать его. Например: «Смотри, это кошка. Кошка рыжего цвета. Кошка говорит «мяу»!» и т.д.

2. По возможности, озвучивайте все действия малыша: упал — «бу-бух», идет — «топ-топ», хлопает в ладоши — «хлоп-хлоп», ложиться спать — «баю-бай».

Оба упражнения нужно начинать делать как можно раньше.

3. Замечательный вариант веселого занятия: утренняя зарядка в сопровождении веселых стишков.

Стишки для утренней зарядки малыша

4. Обязательно выучите и проговаривайте веселые песенки-потешки с повторяющимся окончанием. Например,

  • Малышечек вяки-вяки,
  • Поросенок хрюки-хрюки,
  • А теленок муки-муки,
  • Индюшок курлы-курлы.

5. Занимайтесь развитием фонематического слуха. Пример упражнений для развития фонематического слуха вы найдете ниже.

Игры для развития фонематического слуха

6. Дыхательные упражнения, которые вы вполне можете делать с ребенком самостоятельно: задувать свечи, надувать воздушный шарик, задувать ватный шарик в ворота, дуть через соломку в стакан с водой. Главная задача таких упражнений: научить ребенка вырабатывать воздушную струю необходимой силы и продолжительности.

Примеры упражнений для развития речевого дыхания

7. Артикуляционная гимнастика призвана укрепить мышцы речевого аппарата ребенка. В качестве методического материала можно использовать специальный плакат со всем комплексом артикуляционных упражнений. Упражнения для такой гимнастики представлены в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений ».

Видео: Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений

Не забывайте о пластилине, рисовании ладошками и пальчиками, мозаике, тактильном лото и т.д. Кроме того, замечательно влияет на развитие речи пальчиковый кукольный театр, главными актерами в котором являются животные.

Игрушки для пальчикового кукольного театра

Совершенно не повредят крохе и сеансы пальчиковой гимнастики.

Пример пальчиковой гимнастики для развития речи

Как научить разговаривать ребенка в 3 года: развивающие занятия

Высокую оценку специалистов, работающих с различными дефектами речи, получили разработки отца и дочери Железновых. Музыкальные материалы Железновых часто используются на занятиях логоритмикой. Множество материалов для проведения занятий находится в свободном доступе на тематических сайтах.

Категории детей, которым занятия по логоритмике необходимы

Ребенок в 3, 3,5 года не разговаривает — что делать: Комаровский

В конце статьи вы можете ознакомится с видеоуроком Школы доктора Комаровского, отвечающим на основные вопросы родителей относительно задержки речевого развития ребенка.

Видео: ШДК: Как помочь ребенку научиться разговаривать? Энтеросорбенты — Доктор Комаровский

Источник: https://heaclub.ru/rebenok-v-3-3-5-goda-ne-razgovarivaet-sovsem-ili-ochen-ploho-neponyatno-govorit-tolko-slogi-prichiny-lechenie-kak-nauchit-razgovarivat-rebenka-v-3-goda-uprazhneniya-igry-razvivayushhie-zanyati

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector