Что такое дизартрия у детей: описание патологии, симптомы и лечение

Дизартрия — это речевое расстройство, которое возникает из-за поражения центра головного мозга и плохой связи мышц артикуляционного аппарата с нервной системой. Симптомы нарушения могут различаться в зависимости от степени развития патологии. Наиболее тяжелое последствие — полное отсутствие речи.

Что такое дизартрия у детей?

Разновидности и классификация заболевания

Существуют следующие разновидности дизартрии у детей и взрослых:

  1. Бульбарная. Чаще всего связана с повреждением ядер черепно-мозговых нервов или структур в продолговатом мозге. Данная форма выражается в частичном или полном параличе мышц глотки и языка. Наблюдается общая слабая мимика. Дети пытаются произносить отдельные звуки, но они неразборчивые. Речь невнятная, замедленная.
  2. Псевдобульбарная. Встречается у детей чаще всего. Может быть паретической, спастической или смешанной. В первом случае мышцы полностью атрофированы. При спастическом типе наблюдаются спазмы. Заболевание развивается из-за повреждения корково-ядерных проводящих путей.
  3. Подкорковая. Развивается из-за поражения подкорковых узлов головного мозга. К числу характерных симптомов относят замедленную речь и неконтролируемую мимику. Из-за спазмов возможны спонтанные выкрики. При легких нарушениях изменяется тембр и темп речи. Интонация может быть неуместной.
  4. Мозжечковая. Возникает из-за повреждения мозжечка и соседних проводящих путей. Встречается крайне редко. Дети с дизартрией данного типа плохо контролируют не только собственное произношение, но и движения. Они могут неожиданно выкрикивать отдельные звуки и слова. Громкость постоянно изменяется. Характерна неуверенная походка. Удержание равновесия дается с трудом. Часто мозжечковая дизартрия сочетается с другими формами.
  5. Корковая. Развивается при очаговых поражениях коры головного мозга. Тоже может сопровождаться шаткостью походки. Заболевание часто путают с алалией или дислалией. По отдельности ребенок хорошо произносит звуки, но слова даются ему с трудом. Наиболее сложными для детей становятся согласные буквы.

Существует смешанная разновидность, но ее как отдельный тип в классификации дизартрии не выделяют. Такой диагноз ставят при наличии симптомов 2 или более форм заболевания. Подобное происходит при генерализованном повреждении структур головного мозга.

Степени развития заболевания

В зависимости от характеристики понятности речи пациента выделяют степени развития заболевания.

1 степень. Окружению не удается выявить дефекты. Симптомы почти отсутствуют. Диагноз может поставить только логопед.

2 степень. Окружающие замечают дефекты, но смысл сказанного понятен даже незнакомым людям.

3 степень. Ребенка понимают только близкие. При средней тяжести течения болезни посторонние люди могут различать отдельные слова и просьбы, но с трудом.

4 степень. Речь полностью отсутствует либо смысл непонятен даже близким.

Причины возникновения дизартрии

Этиология дизартрии — экзогенные факторы, которые возникают в результате острого воспаления, черепно-мозговой травмы и т.д. Патогенез заболевания определяется повреждением периферической или центральной нервной системы. Спровоцировать развитие дизартрии способна любая патология или фактор, которые затрагивают головной мозг.

К возможным причинам развития заболевания относят:

  • ранние роды,
  • несовместимость резус-фактора с матерью,
  • травмы в раннем послеродовом периоде,
  • кислородное голодание,
  • токсикоз и т.д.

Чаще всего дизартрия сопутствует синдрому ДЦП. В большинстве случаев наблюдается смешанная форма. Степень выраженности речевых отклонений напрямую связана с тяжестью двигательных нарушений.

Иногда дизартрия развивается у ребенка после перенесенных заболеваний. В группе риска находятся дети до 2 лет.

Вызвать прогрессирование патологии способны энцефалит, менингит, гнойный отит, интоксикации и т.д. Дизартрия может развиться у детей постарше, но это происходит крайне редко. Чаще всего причиной становятся травмы головы, опухоли или операции.

Что такое дизартрия у детей?

О симптомах

Признаки различаются в зависимости от формы заболевания. Например, при подкорковой дизартрии возникают непроизвольные движения. Из-за этого ребенок не может контролировать речь и мимику.

В состоянии покоя спазмы наблюдаются реже, при совершении усилий приступы учащаются. Можно выделить основные симптомы, характерные для всех разновидностей патологии.

Что такое дизартрия у детей?

Основные нарушения

Первые нарушения появляются еще во младенчестве. Они связаны с атрофией мышц артикуляционного аппарата. У детей с дизартрией сосательный рефлекс выражен слабо. Из-за этого они голодают при большом количестве молока у матери. При вскармливании смесями быстро утомляются, не успевают доесть свою порцию. Из-за голода груднички тревожные, часто плачут и просыпаются по ночам.

Общее развитие ребенка замедляется. Он начинает держать голову только к 5-7 месяцам. Ползать и сидеть учится к году. Навыки ходьбы появляются только после 1,5 лет. В норме дети к году уже выговаривают отдельные слоги, некоторые способны произносить первые слова.

При заболевании младенцы к этому возрасту осваивают лишь звуки. В дальнейшем слоги и слова однообразные, четкость отсутствует, произношение дается с трудом.

Дети с дизартрией неэмоциональны. Они слабо реагируют на действия родителей и появление близких людей рядом. Ребенок не улыбается, не размахивает руками и ногами, молчит.

К поздним симптомам относят дыхательные нарушения. Речь нечленораздельна. Во время произношения громкость и интонация меняются. При легкой степени может присутствовать только гнусавость. Ребенок произносит слова по слогам, некоторые звуки теряются.

Мышцы артикуляционного аппарата пребывают либо в повышенном, либо в пониженном тонусе. В первом случае дети быстро устают. Во втором — язык, щеки и губы становятся вялыми, присутствует сильное слюноотделение.

В дальнейшем возникают затруднения при выполнении развивающих упражнений. Дети плохо определяют цвет, форму и размер предметов, не могут установить их расположение. Лексикон скудный. Ребенок плохо выражает эмоции, иногда они полностью отсутствуют.

При легком течении и стертой дизартрии признаки заболевания обнаруживают не сразу. Произношение нарушено слабо. Речь невыразительна и размыта. В детском возрасте близка к норме, позднее отклонения слабые.

Звуки искажены, могут заменяться. Навыки самообслуживания развиты слабо или отсутствуют. Крупная моторика нарушена. Из-за слабых мышц рот часто открыт, может выпадать язык.

Мелкая моторика

У детей с дизартрией нарушается мелкая моторика. Происходит это из-за недостаточного развития двигательного отдела мозга. Движения и поддержание равновесия даются ребенку с трудом.

Он с раннего возраста не проявляет интерес к игрушкам и предметам, не пытается схватить их или взаимодействовать. Из-за отсутствия интереса страдают другие сферы развития. Дети плохо общаются жестами. Нет общения на основе совместных действий.

При легком течении развитие мелкой моторики происходит правильно, но запоздало. Ребенок отстает в развитии от сверстников. При тяжелом течении манипуляции с предметами неадекватны.

Со стороны действия детей выглядят непоследовательными: они могут пытаться протиснуть круглый шар через квадратное отверстие. Ребенок не понимает, как играть с пирамидой, и не умеет сортировать предметы.

Взрослые дети двигаются неуклюже. Они испытывают затруднения при выполнении упражнений. Им трудно прыгать или стоять на одной ноге. При ходьбе их иногда заносит в стороны. Дети могут часто задевать предметы.

Что такое дизартрия у детей?

Диагностика наличия дизартрии

При появлении настораживающих симптомов следует обратиться к педиатру. Если подозрения подтвердятся, врач направит вас к логопеду и неврологу для дальнейшего обследования и проведения лечения.

Для оценки состояния головного мозга и ЦНС специалист может назначить проведение МРТ и электрофизиологических процедур. К последним относят электромиографию, электроэнцефалографию и т.д. Полученные данные имеют приоритетное значение, т.к. при смазанной дизартрии речевые отклонения выражены слабо.

Логопед при обследовании оценивает наличие и степень выраженности речевых и неречевых нарушений. Последнее включает в себя изучение работы артикуляционного аппарата, состояния мимических мышц, характера дыхания.

Логопед отмечает отклонения в произношении. Он обращает внимание на то, как ребенок воспроизводит звуки, насколько хорошо контролирует ритм и темп. Важна общая разборчивость речи, ее сопровождение жестами, навыки построения предложений. Врач проверяет, как хорошо ребенок понимает других.

Часто для обследования используются задания. Они могут включать в себя чтение отрывков и ответы на вопросы, списывание текста и диктанты. Результаты помогают не только поставить диагноз, но и отличить дизартрию от схожих заболеваний.

Что такое дизартрия у детей?

Лечебная программа

В каждом случае курс терапии подбирается индивидуально в зависимости от формы заболевания, степени выраженности отклонений и наличия сопутствующих патологий. Лечение почти всегда проводят в домашних условиях.

Обязательны занятия с логопедом. В процессе занятий ребенку помогают восстановить дыхание, корректируют произношение и развивают мелкую моторику. Если дети не разговаривают или делают это неохотно, их стимулируют к общению.

Проводят дыхательную гимнастику и упражнения для укрепления артикуляционных мышц. На поздних этапах работают над интонацией.

При обнаружении неврологических расстройств может быть назначена медикаментозная терапия. Таким образом лечат основное заболевание, которое спровоцировало развитие дизартрии.

Большинство лекарств направлено на восстановление тканей, улучшение памяти и мозгового кровообращения, облегчение концентрации. Часто назначают физиотерапевтические процедуры: ванны, лечебную физкультуру, массажи. Хорошо помогает иглоукалывание.

Мероприятия в домашних условиях

Упражнения направлены на развитие артикуляционного аппарата. Возможность проведения домашних занятий сначала нужно обсудить с логопедом и неврологом. Вместе с детьми можно надувать воздушные шары или имитировать движения. Укрепляет мышцы открывание и закрывание рта.

Можно предложить ребенку леденец или конфету: рассасывание тренирует артикуляционный аппарат. Упражнения могут включать в себя облизывание губ или щелканье зубами. При незначительных отклонениях допускается произношение скороговорок для проработки проблемных звуков.

Что такое дизартрия у детей?

Коррекция моторных нарушений

Первые занятия можно проводить после 1 года. Начинать нужно с легких заданий, затем постепенно усложнять. В 2-3 года переходят к сложным упражнениям.

Для развития мелкой моторики можно проводить зарядку. Сначала сожмите пальцы в кулачок. Сделайте круговые движения запястьями. Сожмите и разожмите кулаки. Раскройте ладони.

Большие пальцы отведите в стороны. Делайте ими круговые движения. Сгибайте и разгибайте фаланги сначала всех пальцев, затем — по отдельности. Расслабьте кисти рук. Помахайте ими и встряхните. Просите ребенка воспроизвести действие после каждого движения. Все упражнения выполняйте 5 раз.

Воспитание детей

В первую очередь коррекционные мероприятия проводятся с родителями. Проблемы со здоровьем ребенка вызывают у них стресс, из-за чего возникают конфликты и напряжение. Это приводит к появлению коммуникативного барьера между членами семьи, что дополнительно затрудняет развитие детей.

Важно не относиться к ребенку как к заранее бесперспективному или тяжелобольному. Дети перенимают отношение к самим себе и своим проблемам от родителей, что определяет их шансы на реабилитацию.

Отношения между взрослым и ребенком должны быть доверительными. Следует принять недостатки детей и выработать правильную мотивацию. Нужно помогать ребенку, если у него появились комплексы, иначе он замкнется в себе и предпочтет общение жестами. Ни в коем случае нельзя способствовать появлению заниженной самооценки.

Нужно стимулировать ребенка к общению, строить его на позитиве и стараться вовлекать в совместную деятельность. Работа в огороде, перебирание гречки и другие похожие занятия способствуют развитию мелкой моторики.

Часто дети с дизартрией испытывают трудности при самообслуживании. Важно оказывать помощь, но в меру. Не кормите с ложки, лучше примотайте к руке бинты, чтобы ему было удобнее пользоваться ей. При гиперопеке дети становятся несамостоятельными, что в дальнейшем порождает новые проблемы.

Читайте также:  Как забеременеть девочкой с первого раза: советы по планированию

Важно не только выполнять упражнения, но и убеждать в их значимости. Дети без мотивации хуже поддаются лечению. Обязательно стимулируйте ребенка, отмечайте его успехи и хвалите. Вам нужно создать благоприятную эмоциональную обстановку, чтобы занятия были более эффективными.

Что такое дизартрия у детей?

Прогноз дизартрии

Прогноз зависит от проявлений дизартрии, тяжести основного заболевания, участия родителей, отношения самого ребенка к своей проблеме и т.д. Если вы приступили к лечению в 5 лет, когда уже присутствуют выраженные отклонения и комплексы, удастся лишь сгладить произношение.

Ребенок, скорее всего, пойдет в специальную школу, что может оказать на него психологическое воздействие и усилить стресс. При своевременной терапии и 1-2 степени дизартрии чаще всего удается почти полностью нормализовать речь. В дальнейшем навыки поддерживаются и корректируются с помощью логопеда.

При тяжелых поражениях мозга и сильных расстройствах произношения возможно лишь улучшить состояние речевой функции. В таких случаях пациентам приходится всю жизнь бороться с проблемой, но они учатся доносить свои мысли до близких людей. Для правильной социализации детей с тяжелыми нарушениями направляют в специализированные учреждения с логопедическим уклоном.

Источник: https://GotovlusKShkole.ru/sovety_logopeda/dizartriya/dizartriya-opisanie-zabolevaniya-u-detej

Дизартрия у ребенка — полный список действий

Ваш сын или дочь плохо разговаривают. Врач говорит вам, что у ребёнка дизартрия. Стоит ли всегда безоговорочно доверять докторам и их диагнозам. И может ли родитель самостоятельно выявить у ребёнка, такое сложное речевое нарушение, как дизартрия. Давайте подробно разберём эти и другие вопросы в данной статье.

А тот ли диагноз?

Почему я решила начать данную статью с вопроса о том, стоит ли доверять всем врачам, которые ставят диагноз дизартрия. В своей практике, мне часто приходится видеть его, в заключениях неврологов и психиатров. Однако, обследовав некоторых детей, с подобным заключением, я, мягко говоря, приходила в недоумение, почему доктор поставил такой диагноз.

Однажды, я оказалась в кабинете у детского невролога и увидела, как доктор поставил диагноз дизартрия ребёнку, которому задал всего два вопроса: «Как тебя зовут?» и «Сколько тебе лет?». И тогда, мне всё стало понятно. Бумага она всё стерпит, а что станут делать родители малыша, которому поставили подобный диагноз, как и отчего будут его лечить, доктора, видимо, не слишком тревожило.

Нельзя ставить диагнозы за две минуты. Какой бы ни был высококвалифицированный врач.

Существуют специальные тесты, о которых я расскажу ниже, с помощью которых можно диагностировать дизартрию. Да, они занимают время, но после их проведения, вы будете знать, есть у ребёнка дизартрия или нет.

Подвижность речевых органов

При дизартрии ребёнок не может в полном объёме совершать движения, необходимые для речи. Это приводит к нарушению звукопроизношения. В лёгких случаях, это могут быть искажения отдельных звуков, «смазанная речь». В более тяжелых, наблюдаются искажения, пропуски и замены звуков, нарушается темп, выразительность.

При дизартрии могут иметь место параличи и парезы органов артикуляции. Речь становится малопонятной, вплоть до её отсутствия из-за полного паралича речедвигательных мышц (анартрия).

Часто дизартрия встречается у детей с ДЦП.

Причинами возникновения дизартрии могут быть:

  • отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др.;
  • инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр.) перенесенные во время беременности асфиксия новорожденных;
  • стремительные или затяжные роды;
  • длительный безводный период;
  • механическое родовспоможение (щипцы, вакуум).

В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж.

В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция).

Как определить, есть у ребёнка дизартрия или нет

Для определения наличия или отсутствия у ребёнка дизартрии используют специальные тесты.

Попробуйте самостоятельно провести с ребёнком тестовые задания.

Что такое дизартрия у детей?

Тестовые задания для проверки подвижности речевых органов

Все задания необходимо делать перед зеркалом. Взрослый показывает движения, а ребёнок повторяет. С первого раза он может не понять, как это делать. Поэтому прежде чем сделать выводы, повторите упражнение несколько раз.

  1. Ребёнок губами поочередно делает улыбку, а затем трубочку. Зубы сомкнуты, подбородок неподвижный. Работают только губы.
  2. Необходимо высунуть язык изо рта, а затем убрать его обратно.
  3. Нужно приоткрыть рот и положить широкий, распластанный язык на нижнюю губу. Можно, сказать ребёнку: «Язычок спит, укрывшись одеялом. Давай дадим ему спокойно поспать». Необходимо 5-6 секунд удерживать его в неподвижном состоянии.
  4. Широко открываем и закрываем рот, «шлёпая» губами.
  5. «Шлёпнув» губами открываем рот, затем его закрываем и делаем трубочку. Повторяем несколько раз в той же последовательности.
  6. Рот открыт, кончик языка касается уголков рта. Упражнение «Часики». Имитируем маятник часов.

Результаты:

  • Если все упражнения ребёнок выполняет без каких-либо затруднений, пусть даже не с первой попытки, то дизартрии у него нет.
  • Вы обнаружили нарушения подвижности речевых органов по таким признакам как:
  • Асимметричная работа мышц. Высунутый язык отклоняется вправо или влево от средней линии. Улыбка также смещается в сторону.
  • Невозможность выполнения отдельных движений. У ребёнка совсем не получается сделать какое-то движение. Не может дотянуться кончиком языка до уголков рта. Или только одного уголка.
  • Чрезмерная амплитуда при выполнении движений. Ребёнок хочет коснуться верхних зубов, но слишком сильно высовывает язык изо рта, доставая при этом до верхней губы.
  • Неоправданные синхронные движения речевых органов. Делая одно движение, ребенок неосознанно делает и другое. Например, при совершении движений языком вправо-влево, нижняя челюсть повторяет движения языка.
  • Нарушения тонуса мышц. Наблюдается излишние напряжение мышц языка и губ. Или противоположный вариант, когда мышцы очень вялы.
  • Назализация голоса. Вы слышите, что ребёнок говорит в нос.
  • Общая моторная неловкость. Наблюдается ограничение активных движений. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать, пройти по «мостику» и т. д. Трудно переключаются с одного движения на другое.

Плохо развита мелкая моторика рук. Дети долгое время не могут самостоятельно одеваться. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином.

У детей школьного возраста в 1 ом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо», замена букв, гласных, окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма и др.).

Большинство из перечисленных выше признаков, указывают на дизартрию средней степени тяжести.

Признаки лёгкой формы дизартрии:

  • Ребёнок не может сразу найти нужную позу для органов артикуляции.
  • Удержать без изменений в течение 5-6 секунд.
  • Переключиться с выполнения одного движения на другое крайне сложно.
  • Нарушения почти незаметны. Их легко спутать с плохой координацией и неумением выполнять двигательные упражнения по образцу.

Что делать родителям, если у ребёнка дизартрия

В зависимости от степени тяжести дизартрии, можно предпринять следующие действия:

Дизартрия средней степени тяжести.

  1. Показать ребёнка неврологу и логопеду, владеющему техникой логопедического массажа.
  2. Если водить к логопеду возможности нет, самостоятельно дома делать элементы логопедического массажа и комплекс артикуляционной гимнастики.
  3. Формировать правильное речевое дыхание с помощью специальных игр и упражнений.
  4. Развивать мелкую моторику. Это могут быть пазлы, лепка из пластилина, конструкторы LEGO, другие игры и занятия. Также, для развития мелкой моторики, применяют нетрадиционные методы воздействия, такие как Су-Джок терапия. Подробнее об этом, вы можете узнать, прочитав мою статью: «Секреты Су-Джок терапии для развития речи детей».
  5. Займитесь общим укреплением организма малыша.

Лечебная гимнастика, закаливание и другие мероприятия для укрепления здоровья.

Дизартрия лёгкой степени тяжести.

  1. Показать ребёнка врачу неврологу.
  2. Записать на занятия к логопеду.
  3. Если возможности нет, посещать логопедические занятия, то самостоятельно дома с ребёнком делать артикуляционную гимнастику.
  4. Развивать мелкую моторику.
  5. Работать над развитием правильного речевого дыхания.

Логопедический массаж

В логопедической практике используют несколько видов массажа:

  • Массаж, основанный на приёмах классического (укрепляющий или расслабляющий);
  • Точечный;
  • Зондовый;
  • Аппаратный;
  • Самомассаж.

Что такое дизартрия у детей?

В задачи входит: нормализация тонуса мышц, ликвидация асимметрии лица; сокращение периода постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Логопедический массаж, в полном объёме, должен делать логопед, прошедший специальные курсы. Некоторые элементы которого, а также самомассаж, родители, вместе с ребёнком, могут делать дома самостоятельно.

Массаж очень эффективный метод при многих артикуляционных расстройствах. Таких как: дизартрия, некоторые формы дислалии, ринолалии. Он оказывает благоприятное воздействие на мышечный тонус, координацию тонких артикуляционных движений.

Перед проведением массажа, важно определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть повышенным (гипертонус) или пониженным (гипотонус).

Как определить, какой тонус мышц артикуляционного аппарата у вашего ребёнка

Для точного определения лучше, конечно, обратиться к специалисту: логопеду или неврологу.

Если возможности проконсультироваться со специалистами нет, тогда можно попробовать самостоятельно это сделать. Вот некоторые рекомендации к проведению обследования:

  • Ребёнок должен находиться в положении лёжа, так мышцы наиболее расслаблены. Под шею положить небольшую подушечку, валик.
  • Здоровые мышцы мягкие, упругие, эластичные. Когда вы дотрагиваетесь до них, ребёнок не чувствует дискомфорт.
  • Мышцы напряжённые, плотные, пассивные движения даются с трудом. Все эти признаки говорят о повышенном мышечном тонусе (гипертонусе).
  • Мышцы вялые, дряблые, иногда наблюдается повышенное слюнотечение. Эти признаки указывают на пониженный тонус (гипотонус).
  • Поражение мышц может наблюдаться, только с одной стороны. Язык, челюсть, губы отклоняются в одну сторону. Массаж, в данном случае, начинать нужно с той стороны, где мышцы в нормальном тонусе.

Если вы определили, что у вашего ребёнка мышечный тонус понижен, тогда вам необходим тонизирующий (стимулирующий) массаж.

Если тонус повышен, тогда нужен расслабляющий (тормозящий) массаж.

Противопоказания к логопедическому массажу

  • Массаж нельзя проводить после еды;
  • Кожные заболевания – грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, гематомы;
  • Инфекционные: ангина, острые лихорадочные состояния, детские инфекции;
  • Стоматологические: стоматиты, любые операционные вмешательства, удаление или выпадения зубов.

Лучше, если вы запишете ребёнка к логопеду, который прошёл курсы логопедического массажа. Специалист определит мышечный тонус, проведёт курс массажа, работу по развитию речевого дыхания, мелкой моторики, фонематического слуха. Поработает над звуковой стороной речи.

Такая работа всегда бывает многозадачной и логопед точно знает, как её организовать правильно.

  • Если возможности обратиться к специалисту у вас нет, тогда вы можете попытаться организовать логопедические занятия, включающие элементы логопедического массажа, дома.

Источник: https://algebrazhizni.ru/dizartriya-u-rebenka/

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием: лечение в 5-6 лет

Дизартрией называют нарушения речи, вызванные различными заболеваниями нервной системы. Такие явления возникают из-за особенностей работы речевого аппарата, связанной с дефектами иннервации.

Читайте также:  Как понять что живот опустился перед родами?

При дизартрии органы речи недостаточно подвижны.

Слабое развитие речевого аппарата приводит не только к неправильному произношению, но и к общей неразвитости речи, которая затрудняет обучение чтению и письму.

Отчего возникает дизартрия?

Дизартрию нельзя считать самостоятельной болезнью. Это симптом, сопровождающий различные заболевания. Дизартрия вызывается нарушением мозгового кровообращения, нейроинфекциями, демиелинизирующими заболеваниями.

У ребенка дизартрия часто бывает следствием перинатальных факторов, детского церебрального паралича. Нередко причинами возникновения дизартрии у детей до года являются:

  • болезни матери;
  • токсикоз при беременности;
  • родовые травмы;
  • кислородная недостаточность (гипоксия) плода;
  • несовпадение резус-факторов;
  • тяжелые роды, сопровождающиеся патологией, в том числе стремительные или затяжные;
  • асфиксия младенца;
  • преждевременные роды.

Такой распространенный симптом, как токсикоз при беременности, тоже может стать причиной

Дети дошкольного возраста также могут оказаться в группе риска. Осложнения на ЦНС может дать одно из следующих заболеваний:

  • тяжелые инфекции;
  • гидроцефалия;
  • черепно-мозговая травма;
  • сильное отравление.

Синдром дизартрии у детей

Дизартрия представляет собой не только дефекты в произношении – она выражается и в неречевых отклонениях. В грудничковом возрасте присутствуют следующие признаки:

  • малышу трудно сосать;
  • он часто срыгивает;
  • малыш поперхивается при кормлении;
  • сосание вялое.

У ребенка формируется нечленораздельная, малопонятная речь. Заболевание сопровождается поздним развитием: малыш не лепечет, первое слово начинает говорить между 2 и 3 годами. Определяется дизартрия по одному или нескольким признакам:

  1. Мышцы лица (особенно языка, губ, шеи) постоянно напряжены. Губы сомкнуты. Такое явление называется спазмом артикуляционных мышц.
  2. Мышцы лица вялые, рот полуоткрыт, язык малоподвижен. Ребенок разговаривает «в нос». Такое явление называется гипотонией артикуляционной мускулатуры.
  3. Повышенное напряжение мышц лица сменяется излишней расслабленностью. Это дистония артикуляционной мускулатуры.
  4. Произношение звуков нарушено. В зависимости от тяжести поражения ЦНС возможны различные степени дефектов звукопроизношения. Так называемая стертая дизартрия выражается в нечетком произношении или искажении некоторых звуков, речь кажется смазанной. Замена или пропуск звуков сигнализирует о более тяжелой форме заболевания, речь при этом бывает невыразительной, медленной и непонятной. Твердые звуки смягчаются, шипящие ребенок произносит сквозь зубы, присвистывая. Часто наблюдается боковое произношение. В тяжелых случаях при наступлении полного паралича наблюдается немота.
  5. Нарушения дыхания во время речи. Процесс говорения сопровождается укорочением вдохов, учащением дыхания, прерывистостью. Голос у ребенка тихий, монотонный и слабый, часто звуки произносятся в нос.

Если речь требует от ребенка сильного мышечного напряжения, присутствуют спазмы и затрудненное дыхание – это вполне может быть симптомом дизартрии

Характерной особенностью дизартрии является устойчивость дефектов, их очень трудно преодолеть. Вторичным проявлением дизартрии является нарушение слуховой дифференциации звуков. Трудность произношения приводит к недостаточному речевому общению, которое влечет за собой скудость словарного запаса и несформированность грамматического строя речи.

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Малыши, страдающие дизартрией, ведут себя не совсем так, как здоровые дети. Наблюдаются сложности с развитием мелкой моторики рук, поэтому дети не любят завязывать шнурки, им трудно застегнуть одежду на пуговицы.

Неразвитость моторики сказывается и на процессе обучения. Больные детки плохо держат карандаш, им трудно писать с равномерным нажимом, у большинства формируется неправильный, неразборчивый почерк. Они не любят пользоваться ножницами, так как это тоже вызывает у них затруднения.

Однако не следует самому ставить диагноз ребенку. Многие речевые отклонения объясняются менее опасными причинами. У 6-7 летнего ребенка может быть обнаружена дислалия. Это нарушение речи не связано с органическими повреждениями. При обнаружении дефектов речи необходимо просто сразу же обратиться к врачу.

Заболевание сопровождается нарушением музыкального слуха. Из-за этого детям трудно танцевать. Им сложно выполнять и физические упражнения.

Классификация дизартрии

В зависимости от того, какой участок мозга поражен, различаются и симптомы дизартрии. По комплексу симптомов и локализации пораженного участка различают несколько видов заболевания:

  1. Бульбарная дизартрия. Характерным признаком является отсутствие мимики. Часто заболевание сопровождается затруднением глотания, особенно жидкой пищи. Артикуляция невнятная, звуки трудно различимы. Поражены лицевой, тройничный, подъязычный, языкоглоточный и блуждающий нервы.
  2. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется монотонностью речи, нередко непроизвольным плачем или смехом. Поражены структуры головного мозга, в первую очередь корково-ядерные проводящие пути. Псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной.
  3. Корковая дизартрия. Ребенок неправильно произносит слоги, но структура слов сохраняется. Поражены отдельные зоны коры головного мозга.
  4. Мозжечковая дизартрия у детей вызывает частые изменения громкости и тональности голоса, речь растянутая. Поражен мозжечок.
  5. Подкорковая дизартрия. Ребенок говорит в нос, речь неотчетливая и невнятная. Возможна патология в виде самопроизвольных движений в различных группах мышц. Поражены подкорковые структуры, контролирующие формирование речи.
  6. Холодовая дизартрия. Проявляется в виде дефектов речи, связанных с резким изменением температурного режима окружающей среды.
  7. Смешанная форма дизартрии. Часто является следствием травм у детей младшего возраста.

Существует и логопедическая классификация заболевания. Дизартрия у детей различается по степеням:

  • I – Стертая дизартрия. Выявляется в 4 – 5 лет. Стертая форма характеризуется смешением или искажением звуков. Затруднено выговаривание шипящих и свистящих звуков. Может наблюдаться у детей с нормальным психофизическим развитием. Диагностируется только специалистом. Стертая дизартрия легче других поддается лечению.
  • II – Речь ребенка понятна, но имеет выраженные дефекты.
  • III – Речь ребенка искажена настолько, что понятна только близким.
  • IV – Речь не формируется или непонятна.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что такое дислалия: лечение детей с дефектами произношения Отсутствие мимики у ребенка может сопровождаться нарушением глотания, затрудненной речью. Все это считается симптомами дизартрии

Диагностика заболевания

Поставить диагноз и назначить лечение должны детский невролог и логопед. Для выявления синдрома дизартрии необходимо провести обследование. Основные процедуры при обследовании:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

Параллельно с этими исследованиями необходима и логопедическая оценка:

  • речи на наличие нарушений: общая оценка, ритм, темп, разборчивость произношения, правильность звучания отдельных звуков, словарный запас;
  • функционирования речевого аппарата: подвижность губ, движения верхней и нижней челюсти, спектр движений языка, правильность дыхания, состояние мягкого неба;
  • письма и устной речи.

Лечение дизартрии

Лечение должно быть комплексным. В первую очередь необходимо бороться с основным заболеванием, приведшим к появлению симптомов. Лечение включает медикаментозное воздействие, логопедическую коррекцию и реабилитационные мероприятия. Логопедические занятия по выработке речевых навыков состоят из:

  • развития мелкой моторики;
  • восстановления артикуляции при помощи специальных упражнений и массажа;
  • гимнастики для дыхательных органов;
  • коррекции произношения звуков;
  • работы над повышением выразительности речи;
  • активного речевого общения.

Лечить медикаментами следует основное заболевание. Показано применение ноотропов. Они помогают улучшить память, активизировать работу мозга. Применение медикаментов желательно сочетать с другими мероприятиями:

  • лечебной физкультурой;
  • массажем, в том числе точечным;
  • физиотерапией, включая лечебные ванны;
  • иглоукалыванием;
  • гирудотерапией.

Лечебные мероприятия, которые можно проводить дома

По согласованию с врачом – логопедом и детским неврологом многие лечебные мероприятия можно проводить дома. Дома можно выполнять простую гимнастику для мимических мышц. Вот примерный список упражнений:

  • надувать и втягивать щеки;
  • надувать то одну, то другую щеку;
  • имитировать сосание;
  • открывать и закрывать рот, щелкая зубами;
  • зажать зубами кусок марли или бинта и удерживать их, когда взрослый осторожно старается вытянуть ткань;
  • облизывать губы;
  • сосать леденец или кусочек сахара.

Хорошо помогают тренировать речь скороговорки. Особенно полезны те, которые содержат плохо выговариваемые ребенком звуки.

Что дальше?

Результат лечения в значительной степени зависит от тяжести заболевания. Тяжелые формы трудно поддаются лечению, однако регулярные занятия помогут улучшить дикцию. Прогноз по дизартрии I и II степени положительный, речь может быть скорректирована практически полностью, до совершенно чистого произношения. Главное – систематически заниматься и не опускать руки.

Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/narusheniya/dizartriya-u-detej.html

Что такое диагноз дизартрия и как с ним бороться

Дизартрия у детей – сложный диагноз, который ставится не только педиатром. Для диагностики требуется провести ряд мероприятий: собрать анамнез, провести исследования, пациента должен осмотреть невропатолог, провести консультацию логопед, психиатр. Кропотливая работа над звукопроизношением при дизартрии включает занятия с логопедом, массаж, самомассаж, ЛФК, медикаментозное лечение.

Диагноз дизартрия у детей: что это такое

Дизартрия – это заболевание, которое характеризуется расстройством речи: нарушены артикуляция, фонация, речевое дыхание, темп, ритм, интонация речи. Она становится невнятной и неразборчивой. Процент детей, у которых могут выявить эту болезнь, раньше равнялся 3-6, теперь это значение увеличивается.

Логопедами дизартрия выделена в числе первых трех самых распространенных типов расстройства устной формы речи. Происхождение заболевания находится в поражении органов ЦНС и ПНС, поэтому его изучают узкие специалисты – неврологи и психиатры. Код дизартрии по мкб 10 R47.1. Основное описание дизартрии: что это такое, ее формы и классификация — представлены ниже.

Бульбарная

Данный вид расстройства речи выражается в атрофии или параличе мышц языка и глотки, также снижен мышечный тонус, слабая мимика. Звуки произносятся замедленно, невнятно, неразборчиво. Бульбарная дизартрия – это нарушения, выраженные при разных заболеваниях продолговатого тела мозга (опухоли, воспалительные процессы), следствием которых разрушаются ядра нервов.

Псевдобульбарная

Псевдобульбарная дизартрия у детей диагностируется чаще всего. Различают спастическую (спазматическая скованность мышц), паретическую (полная неподвижность мышц), и смешанную форму – спастико паретическую дизартрию. Причины этого заболевания могут быть разными:

  • родовая травма;
  • энцефалит;
  • интоксикация и многое другое.

Псевдобульбарная форма заболевания различается по степени: бывает легкой, средней и тяжелой. Характеристика псевдобульбарной дизартрии определяет расстройство речи как последствие нейродегенеративного нарушения, обычно еще в перинатальном периоде жизни малыша либо в раннем детстве.

Лечение псевдобульбарной дизартрии у детей требует огромного терпения от близких. В первую очередь нужно устранить причину пареза (спастических явлений лицевых мышц и языка). При раннем начале терапии возможно восстановление речевых функций, но оно редко бывает полным.

Подкорковая

Эта форма развивается вследствие поражения подкорковых узлов головного мозга. Симптоматика: медленная неразборчивая речь, непроизвольность мимики или неконтролируемое движение артикуляционных мышц, поэтому появляются спазмы мышц лица и вырываются выкрики из гортани. Также может быть изменен темп и тембр речи, нарушена интонация.

Мозжечковая

Данный вид встречается нечасто. Для речи при мозжечковой дизартрии характерны колебания громкости, выкрикивание слов и отдельных звуков, неуверенная, неловкая походка, нарушение равновесия.

Корковая

Логопедия классифицирует дизартрию еще по показателю ясности речи и выделяет следующие формы заболевания:

  1. Нарушения в речи не могут быть замеченными окружающими, их может выявить только специалист. Данную форму заболевания по-другому еще называют стертой или дизартрическим компонентом.
  2. Окружающие уже замечают отклонения в речи, но она понятна.
  3. Четко заметна дефектность речи, только близкие понимают ее.
  4. Речь неясна или вовсе ее нет.
Читайте также:  Что такое скарлатина: описание заболевания, основные симптомы и лечение

Для корковой дизартрии характерно нарушение артикуляции. Если слоги правильно произносятся, воспроизведение их затруднено. Расстройства в умении читать и писать нет.

Причины

Чаще всего дизартрию диагностируют у детей с ДЦП (60-85%). В основе заболевания лежат те же причины: поражение ЦНС в утробе матери, во время родов или в ранний период жизни (до 2-х лет). Чтобы понять, что такое дизартрия, нужно изучить частые околородовые факторы, указывающие на заболевание:

  • токсикоз;
  • кислородное голодание плода;
  • несовместимость резус-фактора матери и плода;
  • хронические соматические заболевания беременной женщины;
  • осложнение и травмы в послеродовом периоде;
  • ядерная форма желтухи у новорожденного;
  • роды ранее 35 акушерской недели.

Уровень проявления заболевания зависит от тяжести двигательных реакций при ДЦП. В возрасте до 2-х лет может возникнуть дизартрия после перенесения других заболеваний.

Это менингит, гнойный отит среднего уха, гидроцефалия, черепно-мозговая травма, тяжелая форма обезвоживания организма. Возникнуть дизартрия может и у взрослых после инсульта, травмы головы, операции в области нейрохирургии, встречается при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, церебральным атеросклерозом.

Симптомы

Дизартрия это расстройство речи которое выражается в затрудненном движении артикулярного аппарата. Характерны признаки, которые заметны еще в раннем возрасте.

Малыш позже сверстников держит голову (около 5-7 месяцев), навыки сидеть, ползать приобретаются в 8-11 месяцев. Первые навыки ходьбы появляются после 1,5 лет. Во младенчестве слабый сосательный рефлекс ведет к быстрой утомляемости.

Захват соска неправильный из-за слабости артикуляционных мышц.

Малыш позже установленной нормы начинает произносить звуки, слова (они однообразны, артикуляция слабая, невыраженная). Нет реакции на действия родителей (отсутствие улыбки, гуления, двигательной активности рук и ног, проявления чувства радости). Из более поздних симптомов дизартрии можно выделить следующие:

  1. Нечленораздельная речь.
  2. Нарушение ритма речи, дыхания, поэтому произносятся слова с разной интонацией и громкостью.
  3. Гнусавость.
  4. Слова произносятся по слогам, некоторые слоги проглатываются.

Повышенный тонус мышц речевого аппарата, в результате чего говорящий быстро устает. Или возникает гипотензия (вялые язык, губы, щеки, повышенное слюноотделение).

В дальнейшем такие отклонения в неврологии проявляются в слишком сильном или слабом захвате, действия нескоординированные.

Отмечаются нарушения в области зрительного и пространственного восприятия (неправильно определяется форма, размер предметов, их расположение).

Устные задания, физические упражнения, танцевальные, подражательные движения выполняются трудно, лепка из пластилина или глины тоже не удается. Неполноценно сформированы графо-моторные навыки (не получается правильно держать пишущий предмет, провести прямую, нарисовать фигуру).

Вторично при дизартрии нарушаются следующие компоненты речи: фонематика и фонетика, лексика, грамматика. Повышенный тонус лицевых мышц и речевого аппарата приводит к слабой артикуляции, появляются произвольные движения (тремор, миоклония). Отмечается небогатый словарный запас, амимичность, иногда встречается и отсутствие эмоций.

Дети с дизартрией не могут самостоятельно преодолеть возникшие трудности при произнесении звуков. Чтобы подобрать верную методику лечения, необходимо правильно диагностировать заболевание, возможные симптомы с проблемами произношения звуков связаны с другим расстройством.

По внешним проявлениям дизартрия может быть похожа на алалию. Но причины речевых расстройств различные. Если при алалии подвижность артикуляционных мышц не задета, то у детей с дизартрией наоборот, в первую очередь страдает речевой аппарат.

Симптомы стертой дизартрии

Дизартрия стертая это последствие поражения головного мозга. Произношение слабо нарушено, речевая патология заметна близким ребенка далеко не сразу. Выделяется следующая симптоматика при стертой форме дизартрии:

  1. Плохое произношение звуков в слове и фразе.
  2. Речь невнятна, невыразительна, размыта, смазана.
  3. Звуки заменяются и искажены.
  4. Нет навыков самообслуживания.
  5. Нарушена крупная моторика.
  6. Рот всегда открыт, так как мышцы челюсть вялые.

Если у родителей есть предположение о наличии такого заболевания, необходимо проконсультироваться у невропатолога. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста хорошо поддается коррекции.

Мелкая моторика у детей с дизартрией

Мелкая моторика — точные, скоординированные движения кистями и ступнями, пальцами. Существует прямая взаимосвязь между развитием мелкой моторики и становлением речи, психического восприятия. У детей с дизартрией общая и мелкая моторика тела скована, тонкие действия даются с большим трудом.

Причина кроется в недостаточности двигательного отдела мозга, первые признаки которой дают о себе знать с младенчества. В раннем возрасте малыш не проявляет интерес к игрушкам над колыбелью, к предметам в руках у родителей. Этот интерес необходим для перехода к общению на основе совместных действий, для развития жестовой формы общения.

В последующий период развития индикатором дизартрии служит отсутствие предметных действий. Для дизартрии характерно отставание от сверстников в хватании, восприятии предметов. Пинцетный захват пальцами не появляется или дается с большим трудом. Манипуляции с игрушками неадекватны, либо характерны для нормально развивающихся детей более младшего возраста.

Неадекватные действия с предметами, неумение соотнести формы и размеры – явный индикатор диагноза дизартрия. Последовательность действий малыша не познавательна: большой мячик он пытается протолкнуть через маленькое отверстие, не понимает, как нанизывать кольца на пирамиду, в игрушку-сортер пытается поместить неподходящие фигурки.

Через сформированность движений пальцев стимулируется развитие речи детей.

Общая моторика тела может быть в норме, но, если развитие тонких и точных движений пальцев рук отстает, речевое развитие чаще всего задерживается.

Легче всего поддается коррекции отставание развития мелкой моторики при стертой форме дизартрии. Минимальные дизартрические расстройства очень распространены в практике логопедов и дефектологов.

Обратите внимание! Под влиянием коррекционно-воспитательной работы недостатки мелкой моторике при стертой форме дизартрии успешно корректируются и сглаживаются, особенно в младшие и средние дошкольные годы.

Способы коррекции мелкой моторики у детей с дизартрией

Страдающих дизартрией детей часто называют неуклюжими – они не могут четко выполнять двигательные упражнения, стоять или прыгать на одной ноге. Развитие мелкой моторики должно проводиться задолго до школьного возраста, чтобы решить следующие задачи:

  • занятия благоприятно сказываются на общем интеллектуальном развитии малыша;
  • некоторые проблемы школьного обучения можно избежать, развивая навыки письма, изобразительные действия.

Сначала занятия носят пассивный характер – в младенческом периоде жизни кисти рук осторожно поглаживаются, пальчики массируются, сгибаются и разгибаются, соприкасаются друг с другом. По мере роста ребенка упражнения усложняются.

Развитие мелкой моторики при дизартрии

Начиная с первого года жизни показаны простейшие занятия логопедической ритмикой. В более позднем возрасте логоритмические упражнения усложняются. С 2-3 лет постепенно развивается ручная умелость, пальчиковая гимнастика выполняется от простых к более сложным движениям:

  1. Пальчики сжимаются в кулачок. Выполняются круговые движения от запястья по 5 раз попеременно в обе стороны.
  2. Пальчики с силой сжимаются в кулак и разжимаются 5 раз.
  3. Раскрываются ладони, пальчики выпрямляются. Большие пальчики отводятся в стороны, выполняют круговые движения по 5 раз влево и вправо.
  4. По пять раз сгибаются и разгибаются первые две фаланги пальцев.
  5. Выпрямить пальчики, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 — 6 раз.
  6. Сгибается и разгибается каждый палец по отдельности, остальные пальчики должны быть сжаты в кулак. Ребенок сидит, уперевшись локтями в стол. Начинать с малого количества повторений, довести постепенно до 15 раз.
  7. По завершению гимнастики расслабить кисти рук, помахать ими и несколько раз энергично встряхнуть.

Помимо специальной пальчиковой гимнастики простор возможных видов занятий неограничен, это и прополка грядок на огороде, и сбор ягод, перебирание крупы, чистка и нарезка овощей (не требующая острого ножа!). Важно привлекать ребенка к любой доступной для него деятельности. Систематическое разнообразие позволит набрать силу рук и улучшит дифференцированность движений.

Диагностика

Внимательные родители могут заметить симптомы дизартрии у ребенка в первый год жизни. Дети в грудном возрасте дают понять своим родным что их что-то беспокоит, чего они хотят с помощью громкого и звонкого крика.

Если этого нет или крик глухой и слабый, можно предположить недостаточное развитие нервно-мышечной системы артикуляционного аппарата.

Также маму должны насторожить: слабый сосательный рефлекс и неправильный захват груди, трудности при глотании жидкости (постоянно вытекает молоко изо рта и носа во время кормления).

Если помимо симптомов отсутствует интерес к окружающему миру, есть проблемы с дыханием, с пережевыванием пищи, питьем из чашки – это говорит о псевдобульбарном синдроме, который проявляется в раннем возрасте.

Дети с тяжелым анамнезом фетального, перинатального и родового периода наблюдаются у невролога в течение первого года жизни. Если отсутствуют выраженные отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, то с учета ребенка могут снять, контроль и ответственность за жизнь, здоровье и развитие малыша лежит на родителях.

Во время постепенного развития навыка речи проблемы могут проявиться, поэтому следует обратиться к логопеду, который может отправить на дополнительную консультацию невропатолога, он и определит причину отклонения, но диагноз еще поставить не может. Возможно многие патологии скорректируются к 4-5 годам с помощью компенсаторных функций головного мозга.

Если восстановление артикуляции не произошло, выявлены дополнительные отклонения в речи и моторике, которые не дают возможность нормальному обучению в общеобразовательном учреждении, врач ставит диагноз «дизартрия» и дает рекомендации по лечению. Специалист занимается с ребенком, корректируя его речь. Родители и дефектолог помогают малышу выработать недостающие навыки с помощью логопедического массажа при дизартрии.

Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно скачать, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту — с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка

Степени дизартрии

Классифицировал дизартрию по степеням тяжести французский невропатолог Тардье. Эта работа была проведена им в 1968 году. Он выделил четыре степени тяжести этого заболевания:

  • Первая– имеющиеся нарушения может заметить исключительно специалист в области детской неврологии или логопед.
  • Вторая– речевые нарушения ребенка заметны всем окружающим.
  • Третья дизартрии – речь могут понять только родные ребенка, иногда окружающие, но лишь частично.
  • Четвертая – речь отсутствует полностью либо она непонятна никому. Это самая тяжелая форма заболевания, называемая анартрией.

При четвертой степени происходит абсолютная неподвижность мускулатуры, отвечающей за артикуляцию. Она может быть иметь три степени тяжести.

Источник: https://razvivayrech.ru/narusheniya-rechi/chto-takoe-diagnoz-dizartriya-i-kak-s-nim-borotsya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector