Что такое гиперактивность у детей: описание состояния и характерные симптомы

Понятие детской гиперактивности до сих пор вызывает много споров и разногласий среди педиатров. Тяжело определить, какой ребенок действительно имеет проблемы с поведением, которые могут негативно повлиять на его будущее, а какой просто обладает ярким темпераментом.

Что такое гиперактивность у детей?

Нередко родители жалуются на своего ребенка, потому что не могут или не хотят найти к нему подход. Бывают и случаи, когда опасные симптомы остаются без внимания, и настоящая гиперактивность ребенка перерастает в более серьезные проблемы с его социальной адаптацией в детском саду, затем в школе и далее в общественной жизни.

В этой статье мы расскажем, как еще с младенчества распознать гиперактивного ребенка и как правильно найти к нему подход. Но для начала разберемся в основных понятиях.

Гиперактивность с медицинской точки зрения

Под данным термином понимается не только чрезмерная подвижность, невнимательность и капризность малыша, как думают многие матери. Это, главным образом, особое состояние нервной системы и коры головного мозга, когда его клетки слишком активно образуют нервные импульсы.

Что такое гиперактивность у детей?

  • Эти процессы не дают малышу сидеть на месте, мешают сосредотачивать внимание, переключаться с истерик, успокаиваться, а также засыпать.
  • Истинную гиперактивность может увидеть или заподозрить только невропатолог, поэтому не пытайтесь самостоятельно ставить своему малышу такие диагнозы.
  • И еще немаловажно, что  гиперакивным малыш может быть не только в таком сложном возрасте, как 3-4 года, но и с самого младенчества.
  • Чем раньше вы распознаете у ребенка такие особенности нервной системы и начнете предпринимать меры, тем  меньше трудностей у вас возникнет в будущем.

7 признаков гиперактивного ребенка

Гиперактивность еще называют двигательной расторможенностью, но не стоит ее путать со здоровой активностью нормальных детей. Вполне здоровый малыш тоже может быть очень подвижным, громко кричать и разговаривать, выражая таким образом свои эмоции. Он даже может часто капризничать и настойчиво требовать своего.

Как же отличить индивидуальные особенности вашего ребенка от неврологической проблемы? Вот 7 признаков, которые должны вас насторожить в поведении грудного ребенка:

1Гиперактивные малыши хорошо развиты физически, быстрее своих сверстников начинают переворачиваться, садиться, ползать и ходить. Благодаря этому они вызывают множество восхищения у своих родителей и родственников.

Что такое гиперактивность у детей?

Но нередко такие неожиданные и быстрые скачки развития приводят к падениям с диванов и прочим неприятностям, к которым даже самые бдительные родители оказываются просто не готовы.

Они не знают, радоваться им или плакать, когда ребенок уже вовсю ползает и шкодит, а его ровесники тем временем мирно лежат в кроватке.

Тут все же могут быть два варианта: либо ваш ребенок просто очень быстро развивается, либо это один из признаков гиперактивности. Во втором случае проблема еще даст о себе знать в будущем и проявит себя другими признаками.

Дети часто капризничают тогда, когда их силы на исходе и им пора спать. Они как будто становятся еще более активными, у них повышается возбудимость, и только мамины руки или укачивание могут после долгих мучений помочь уложить его спать.

Малыши с признаками гиперактивности удивительно мало спят, даже в первые месяцы жизни. В то время, как их сверстники спят больше, чем бодрствуют, эти дети могут играть и периодами плакать около 4-5 часов подряд.

Интересно!  Откуда берутся дети — устами родителей

Ребенок долго не может уснуть, требует укачивания, а сон его очень чуткий. Малыш чувствителен к каждому шороху, может вдруг проснуться и тяжело засыпает снова.

Что такое гиперактивность у детей?

Малыш очень бурно реагирует на смену обстановки, новые лица и громкие звуки. Все это может приводить его в настоящий восторг, и, вместе с тем, заставляет его еще больше капризничать и привлекать ваше внимание.

Чем больше людей в помещении с ребенком, тем более капризным он становится.

Дети не умеют подолгу сосредотачивать на чем-то свое внимание. Это видно даже в самом раннем возрасте: малыша легко завлечь новой игрушкой, но она быстро ему надоедает. Он словно еще быстрее начинает переключать свое внимание с одного предмета на другой.

Характерным признаком гиперактивных детей, в сумме со всеми перечисленными, является их привязанность к матери и одновременно боязнь чужих людей. Они трудно ладят с гостями, неохотно идут к ним на руки и как бы прячутся за мамой. Они также могут ревновать маму к чужим детям, отбирать у них игрушки и любой конфликт превращать в истерику.

Мы перечислили не безусловные признаки гиперактивных детей, а лишь те отличительные особенности, которые могут вас насторожить и заставить отправиться на прием к детскому неврологу.

Но для того, чтобы не ошибиться и зря не переживать, опишем поведение здорового нормального ребенка, который может обладать некоторыми из вышеперечисленных признаков вследствие своего врожденного темперамента.

Темпераментные здоровые дети отличаются от своих гиперактивных сверстников следующим:

Любят побегать или иным образом поактивничать, но после этого приходят полежать или спокойно посидеть, например, за просмотром мультиков. Таким образом, они способны самостоятельно успокаиваться. Но здесь мы говорим о детях постарше, ближе к годовалому возрасту.

Что такое гиперактивность у детей?

У них практически нет проблем со сном, они быстро засыпают и спят положенное их возрасту время.

Ночной сон, как правило, долгий и спокойный. Если говорить о малышах 2-3 месяцев жизни, то они могут просыпаться на ночные кормления, но также легко засыпают и не плачут посреди ночи.

Детки быстро понимают, где опасность и могут испытывать чувство страха. Впоследствии они не стремятся снова залезть в опасное место.

Легко осваивают слово «нельзя», что позволяет вам быстро объясняться с ребенком в будущем.

Деток легко отвлечь от истерики новым предметом или рассказом, они способны переключаться и сразу перестают плакать.

Они практически не бывают агрессивны по отношению к вам или к другим детям. Дают играть своими игрушками, иногда после маминых уговоров.

Конечно же, характер родителей передается их ребенку. Возможно, что мама или папа активного ребенка обладают ярким темпераментом и были такими же непоседами в детстве. Но помните, что такие особенности могли передаться не только от родителей, но и от бабушки или дедушки, а также от других родственников, прабабушек и прадедушек.

Причины гиперактивности

Изменения клеток головного мозга, вызывающие гиперактивность, не остаются на всю жизнь, если родители выбирают правильную тактику поведения и воспитания своего малыша. Поэтому это состояние нельзя назвать болезнью и нельзя вылечить, а можно лишь способствовать скорейшему «перерастанию» детской гиперактивности.

А возникает данное состояние, как правило, в результате одной из следующих причин:

  • рождения малыша с помощью кесарева сечения,
  • сложных родов, с длительным безводным периодом, гипоксией ребенка, или с использованием щипцов,
  • рождения малыша раньше срока или с малым весом,
  • нервная система ребенка могла подвергнуться изменениям еще на стадии внутриутробного развития из-за вредных привычек, перенесенной болезни или других неблагоприятных факторов внешней среды.

Воспитание гиперактивного малыша

Воспитанию и режиму дня такого ребенка нужно уделять особое внимание, если вы не хотите, чтобы его состояние усугублялось. Оставление проблемы без внимания может повлечь немало проблем в будущем, когда ребенок вырастет и ему придется самостоятельно адаптироваться в обществе.

Так как нервная система малыша очень ранима, ее нельзя лишний раз подвергать испытаниям.

Это значит, что любой каприз и истерику нужно пресекать в самом начале, не пытаться наказывать ребенка качестве воспитательного момента.

 При этом старайтесь не потакать этим капризам и не идти на поводу у ребенка по каждому поводу, а незаметно отвлекать его и переключать внимание. Да, это может потребовать от родителей немало терпения и находчивости, но не даст слишком разбаловать маленького сорванца.

Ведь он уже в самом раннем возрасте достаточно смышлен чтобы понять, как добиться своего. Объясняйте малышу значение слова «нельзя», мягко и настойчиво.

  1. Во всех этих начинаниях вам потребуется обуздать свой собственный характер и исключить из общения с ребенком все негативные эмоции.Что такое гиперактивность у детей?
  2. В течение дня старайтесь не подвергать малыша излишне ярким впечатлениям и исключать неожиданные ситуации.
  3. Шумные компании, нежданные и многочисленные гости, скопления людей на улице не должны беспокоить вашего малыша и расшатывать его нервную систему.

А вот самым лучшим способом отдыха для него будет выезд на природу в узком кругу семьи, где он сможет выплеснуть свою энергию. После такого отдыха ваш малыш мирно и без труда уснет крепким сном.

В комнате, где ребенок проводит больше всего времени, не должен быть постоянно включен телевизор или радио. Лучше играть с ним в спокойные игры, связанные с тренировкой мелкой моторики рук. Комната малыша не должна пестреть яркими предметами, развешанными по всем углам и стенам. Лучше выбирать спокойные света, а лишние игрушки убирать подальше с глаз.

У ребенка не должно быть беспорядка в комнате и множества разбросанных игрушек, рассеивающих его внимание. По мере того, как игрушки надоедают, можно прятать их и давать новые. А незадолго до сна все игры необходимо прекращать, можно искупать ребенка, затем спеть ему песенку.

Повторять выбранный вами и малышом ритуал нужно каждый день в одно и то же время. Вообще, неизменный режим дня – самый лучший помощник в воспитании гиперактивного ребенка.

Родителям гиперактивного малыша следует понять, что он ничем не отличается от своих сверстников, кроме своего характера. Малыш ничем не болен, а является личностью и требует к себе особенного подхода. Поняв необходимость принятия своего ребенка таким, какой он есть, вы уже наполовину исправите его гиперактивность.

Такой малыш нуждается в чуть большем проявлении любви и внимания, а также терпения, чем обычные дети. Вместе вы сможете быстро и легко пережить этот непростой период вашей жизни и в будущем увидите, какой прекрасный, здоровый и талантливый ребенок вырастет из вашего сорванца.

Источник: https://moe1.ru/psihologiya/vospitanie-detey/7-priznakov-giperaktivnosti-kak-raspoznat-problemu

Гиперактивность у детей: причины

Любой хороший родитель беспокоится о своем ребенке, поэтому появление особенностей и странностей в его поведении заставляет задуматься.

Читайте также:  Сколько варить тыкву кусочками для ребенка: пошаговая инструкция по приготовлению

На этот вопрос ответ дать могут только специалисты, но некоторые из них порой ставят диагноз «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» тогда, когда его на самом деле у школьника нет (и это действительно опасно).

«Тогда как же все-таки понять, что ребенок гиперактивный?» — спросите Вы.

  • Действительно, это сложно, но очень важно суметь отличить СДВГ от обычной разбалованности и несобранности.
  • Я расскажу Вам, каковы признаки заболевания, его особенности и как его лечить.Что такое гиперактивность у детей?

Признаки СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности)

В чем же проявляется диагноз?

Невнимательность

— Гиперактивный школьник не может сконцентрировать внимание на чем-то одном дольше, чем на несколько минут. — Легко отвлекается (подростки – на отвлеченные мысли). — Допускает ошибки по невнимательности.

— Порой может создаваться впечатление, что ребенок не слушает Вашу речь, — он будто бы думает о чем-то другом (даже если очевидных отвлекающих факторов нет). — Часто что-то забывает (в том числе, сделать). — Теряет вещи.

— Избегает заданий, выполнение которых требует усидчивости и длительной вдумчивости. — Испытывает сложности в самоорганизации.

— Не соблюдает правил, не доводит дела до конца.

Гиперактивность и импульсивность

— Ребенок запросто может встать со своего места тогда, когда не должен этого делать. — Движения становятся порывистыми и неуклюжими. — Проявляется нетерпеливость. — Обычно не может делать что-либо тихо.

— Нередко выполняет бесцельные активные действия (бегает и прыгает в неподходящей ситуации). — «Ёрзает», двигает стопами и кистями, сидя на стуле. — Может ответить на вопрос еще до того, как его до конца произнесли.

— Ребенок становится чрезмерно болтливым.

— Он встревает в чужие разговоры и перебивает других людей.

Существует 3 вида диагностики заболевания.

  1. Первый предлагает следующие условия постановки диагноза СДВГ:возраста школьника – не менее 12 лет, наличие не менее 6 из перечисленных симптомов (которые проявлялись до 12 лет и держались дольше полугода), отставание в развитии относительно ровесников.В случае, если речь идет о возрасте с 17 лет, достаточно установления не 6, а 5 признаков.
  2. Второй вид диагностики предъявляет немного другие требования к постановке диагноза:появление симптомов до 7 лет, продолжительность их присутствия – не менее полугода, результат теста на IQ обследуемого – не менее 50.
  3. Третий предполагает прохождение специального компьютерного теста.

Что такое гиперактивность у детей?

Причины заболевания

Каждого родителя заботит вопрос – какова причина заболевания его ребенка?

В чем не доглядели, где допустили ошибку?

Если Вы подозреваете у своего чада синдром дефицита внимания и гиперактивности, подумайте о том, какие могли быть предпосылки для его появления.

  1. Заражение матери инфекциями в процессе беременности
  2. Вредные привычки матери во время беременности (алкоголь, сигареты, наркотики)
  3. Опасность выкидыша во время беременности
  4. Резус-конфликт
  5. Хронические заболевания матери
  6. Проблемы в процессе родов: длительность или скоротечность, преждевременность, стимуляция, кесарево сечение, токсикация наркозом
  7. Осложнения в процессе родов, которые привели к кровоизлияниям в мозг, удушью, травмам позвоночника: обвитие пуповиной, неверное предлежание плода
  8. Заболевания в младенческом возрасте, сопровождающиеся приемом сильнодействующих лекарств и высокой температурой
  9. Диабет, астма, нарушения работы почек, пневмонии, сердечная недостаточность
  10. Неправильное питание
  11. Плохая экология
  12. Генетическая предрасположенность

Что такое гиперактивность у детей?

Последствия гиперактивности

Как и любое заболевание, которое успело развиться и пустить корни, — синдром дефицита внимания и гиперактивности может привести к некоторым осложнениям.

Неверное отношение окружающих к ситуации может усугубить ее.

Многие люди считают, что гиперактивный школьник способен «собраться», «взять себя в руки» но на самом деле это не так, — он может напрячь свою волю и следить за собой лишь непродолжительное время.

Однако ребенок продолжает испытывать давление окружающих (родителей, педагогов, сверстников и т.д.), что приводит к переутомлению и без того перегруженной нервной системы.

Далее ситуация развивается по следующему сценарию:

непринятый обществом и близкими людьми, ребенок начинает думать, что он плохой, и соглашается оставаться таким (возможно даже захочет найти чью-либо поддержку и найдет ее в действительно плохой компании).

Отсюда:

  1. Низкая самооценка;
  2. Плохая самоорганизация (плохо развились волевые качества);
  3. Нестабильность в жизни — частая смена работы, склонность к разводам;
  4. Тяга к алкоголю, наркотикам и курению;
  5. Склонность к самоубийству;
  6. СДВГ во взрослом возрасте (да-да, примерно в половине случаев синдром остается).

Что такое гиперактивность у детей?

Лечение синдрома

Важно! Нельзя прибегать к самолечению без консультации и назначения специалиста!

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности включает в себя несколько сторон терапии.

Медикаментозное лечение

Ни в коем случае нельзя прибегать к данному методу без постановления врача!

Препараты назначаются лишь в тех случаях, когда другие способы бессильны перед проблемой.

Педагогическая коррекция

Социальное воздействие на регуляцию поведения ребенка состоит в положительной или отрицательной реакции на его поведение, в помощи ему при выполнении каких-либо заданий, в привитии социальных навыков (как вести себя в очереди, как распознавать эмоции других людей и реагировать на них и т.д.), в введении в жизнь ребенка структуры: ясных и четких правил, распорядка дня, списков заданий и т.д.

Вы, как родитель, можете обучать свое чадо регулировать свое поведение, думать перед действиями, контролировать яркие эмоции, хвалить и порицать себя за те или иные действия.

Например, можно создать календарь, в котором будет оцениваться поведение; кроме того, хорошие поступки будут поощряться, а плохие – наказываться (разумеется, не физически).

Ребенок будет следить за своими «достижениями» в календаре и стремиться к лучшему, таким образом и Вам будет проще отслеживать изменения.

Психотерапия

Психотерапия бывает семейная, групповая, индивидуальная; экзистенциальная, гештальт-терапия, психоанализ и т.д.

Данный метод может быть полезен любым детям и взрослым, ведь все они переживают кризисы, испытывают страхи и трудности.

Но гиперактивные дети имеют гораздо больше проблем в учебе и общении со старшим и ровесниками, поэтому им, для гармоничного развития личности, психотерапия просто необходима.

Следует отметить, что она не избавляет полностью от синдрома, а лишь помогает с ним справляться, но только в том случае, если отношение окружающих к школьнику станет толерантным.

Нейропсихологическая терапия

Этот метод коррекции заключается в ряде упражнений: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для челюсти и языка, перекрестная телесная тренировка, упражнения для мелкой моторики, релаксации, визуализации, совершенствования коммуникативной и когнитивной сфер, функциональные упражнения, задания с правилами.

Все перечисленные компоненты терапии позволяют ребенку снять напряжение, правильно настроить нервную систему, научиться контролировать эмоции, управлять своим телом, концентрировать внимание, а также развивают стремление к достижению целей и самосовершенствованию.

Что такое гиперактивность у детей?

Советы психолога родителям гиперактивных детей

Быть родителем непросто, еще сложнее – когда Ваш ребенок гиперактивен.

Чтобы не допустить ошибок при его воспитании, следует понимать, с чем Вы имеете дело, и придерживаться некоторых рекомендаций и строгих правил.

  • Во всем должен быть порядок. Все должно быть четко, понятно и по правилам.
  • Правил не должно быть много, иначе ребенок их не запомнит, и они не должны быть непосильными; но система должна поддерживать его поведение.
  • Пусть у ребенка будет несколько домашних обязанностей, которые постоянно будет выполнять только он.
  • Требуя чего-то от дитя, требуйте этого всегда (если сегодня нельзя перебивать аппетит шоколадкой, то завтра и послезавтра этого делать тоже нельзя).
  • Говорите сдержанно, нейтральным тоном; подкрепляйте требование примером, визуализируйте его.
  • Контролируйте поведение школьника, не позволяя ему бросить дело и взяться за новое.
  • Если он начинает играть, сообщайте о допустимом для игры времени и ставьте таймер.
  • Если об окончании игры напоминает не родитель, а телефон, реакция ребенка на это будет менее агрессивной.

Гиперактивному ребенку необходим физический контакт с любимыми людьми.

Будьте добры и нежны к нему, — обнимайте, когда хвалите его, когда он зол и просто так. По вечерам делайте ему массаж. Поверьте, что ему это очень поможет справляться с трудностями. Ни в коем случае не прибегайте к физическим наказаниям своего ребенка. Это не будет полезно ни для здоровых детей, ни для гиперактивных.

Лучше в ответ на плохое поведение запретите ему что-нибудь на время (после чего стоит провести разъяснительную беседу), но акцент все-таки делайте на поощрении хорошего (порицание он воспринимает слишком чувствительно).

Для поддержания здоровья детей с СДВГ спорт очень полезен, но в силу их чрезмерной импульсивности стоит избегать таких видов спорта, как бокс и борьба. Ежедневные прогулки на свежем воздухе, регулярный и полноценный сон, специальная диета – незаменимые составляющие здорового развития гиперактивного ребенка.

Старайтесь уберечь своего гиперактивного ребенка от перенапряжения нервной системы.Избегайте шумных скоплений людей и длительной активной деятельности.Иногда школьнику необходим покой.

Позитивный, доверительный психологический климат в семье очень поддерживает ребенка в его непростой ситуации – это основа его гармоничного развития

Пусть он не будет присутствовать во время конфликтов взрослых. Чаще проводите досуг всей семьей. Прививайте своему чаду интерес к различным видам деятельности (домашние хлопоты, спорт, путешествия, творчество, созерцание искусства и т.д.).

Помогайте ему во всех начинаниях, поддерживайте его самооценку и просто будьте рядом несмотря ни на что.

В момент, когда поведение ребенка выходит из-под контроля, существуют методы «скорой помощи», разработанные специалистами:

  • Отвлеките внимание от объекта каприза, предложите что-то другое, заинтересуйте;
  • Отреагируйте неожиданно (спародируйте его или рассмешите, задайте неординарный вопрос);
  • Не запрещайте и не приказывайте категорически, старайтесь просить ребенка вести себя должным образом (автоматически, нейтральным тоном, одними и теми же словами);
  • Не настаивайте на извинениях и не читайте нотаций;
  • Выслушайте дитя;
  • Если это возможно и допустимо – оставьте одного в помещении;
  • Дайте ребенку понять, как он выглядит в данный момент (подведите к зеркалу или сфотографируйте).

Что такое гиперактивность у детей?

Никогда не забывайте, что ребенок не виноват в своем диагнозе, и главная причина его неспокойного поведения – особенности нервной системы.

Источник: https://healthbeautyblog.ru/zdorove/giperaktivnost-u-detei.html

Гиперактивность ребенка: что это такое, как определить диагноз, симптомы и признаки

Каждый ребенок особенный: кто-то тихий, усидчивый и послушный, другой может быть очень подвижным. В статье пойдет речь о гиперактивных детях, у которых неусидчивость выходит за пределы нормы.

Читайте также:  Как рассчитать дозу аугментина 400 для ребенка?

Что такое гиперактивность у детей?

Синдром гиперактивности

Что такое гиперактивность

При гиперактивном синдроме процессы возбуждения в нервной системе существенно превосходят торможение. Он часто бывает у детей дошкольного и младшего школьного возраста, реже – у подростков. Гиперактивность иногда сочетается с синдромом дефицита внимания (СДВ). Психологи объединяют эти два понятия, пользуясь аббревиатурой СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Синдром имеет несколько разновидностей:

  1. Сочетание дефицита внимания с повышенной активностью встречается чаще.
  2. Гиперактивность, не сочетающаяся с дефицитом внимания. Это бывает проявлением заболеваний центральной нервной системы или своеобразной чертой характера.
  3. Синдром дефицита внимания. Чаще он бывает у девочек и характеризуется патологическим «выпадением из реальности» и излишней мечтательностью.

Симптомы СДВГ

Если подозревается гиперактивность ребенка симптомы этого явления будут зависеть от возраста.

В возрасте от 3 до 4 лет СДВГ проявляется такими симптомами:

  • импульсивностью и неконтролируемостью действий;
  • неспособностью завершить игру;
  • нарушением моторики рук, проявляющимся в затруднении выполнять мелкую работу.

Обратите внимание! В этом возрасте у ребенка может проявляться неконтролируемая агрессия.

В пяти-шестилетнем возрасте признаки гиперактивности ребенка усиливаются. Тогда родители начинают бить тревогу, т.к. малыш не может осваивать программу детского сада. Без этого невозможна качественная подготовка ребенка к школе.

В начальных классах указанные выше симптомы усиливаются. Гиперактивный ребенок не способен осваивать школьную программу. К этому добавляются:

  • эмоциональная лабильность;
  • социальная дезадаптация;
  • склонность к совершению правонарушений.

Что такое гиперактивность у детей?

СДВГ в школе

У детей школьного возраста могут также проявляться:

  • вспыльчивость;
  • сниженная самооценка;
  • боли головы;
  • энурез.

Внимание! Родителям важно как можно раньше обнаружить проблему. Чем быстрее диагностировать СДВГ, тем эффективнее будет его коррекция.

Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте

В 1-2 года у детей появляются такие симптомы:

  • нервозность;
  • плаксивость;
  • длительная истерика;
  • нарушение сна;
  • повышенная раздражительность.

У детей до года

Первые признаки СДВГ у детей до года такие:

  • возбудимость;
  • излишнее реагирование на мытье;
  • повышенная чувствительность к свету и громкому звуку;
  • расстройства сна;
  • отставание в физическом развитии (на месяц-полтора);
  • нарушение развития речи.

Что такое гиперактивность у детей?

Гиперактивность у ребенка до года

Как отличить гиперактивность от темпераментного характера

Главные черты холерического характера такие:

  • свойство легко выплескивать эмоции и также легко успокаиваться;
  • неустойчивость;
  • наличие своего мнения;
  • наличие инициативы;
  • наличие лидерских качеств;
  • развитость моторики.

У детей с СДВГ этих качеств может и не быть. Они не умеют успокаиваться и контролировать эмоции. Вместо инициативности и лидерских качеств у них часто занижена самооценка. Ребенок с СДВГ не может длительное время сидеть на одном месте, учиться и доводить все начатое до конца. Он не в состоянии самостоятельно сделать домашнее задание.

Обратите внимание! СДВГ – это заболевание, которое не лечится. Взрослые приспосабливаются к нему, однако у них проявляются забывчивость, смена настроения.

Как определить диагноз

Существуют такие диагностические критерии симптомов СДВГ:

  • высокая частота проявления;
  • возникновение как минимум в двух ситуациях;
  • большая степень выраженности;
  • присутствуют в возрасте до 12 лет;
  • мешают нормально учиться.

Диагностикой заболевания занимаются педиатр, психиатр, невролог.

Что делать, если у ребенка повышенная гиперактивность

Родители задают вопрос «что делать, если у меня гиперактивный ребенок» слишком поздно. Выраженные симптомы нарушения проявляются в то время, когда он пошел в школу. Запоздалое обращение к врачу усложняет коррекцию. Если у ребенка поставлен диагноз СДВГ, родителям следует четко придерживаться плана коррекционных мероприятий.

Наиболее частые виды медицинской помощи:

  • поведенческая терапия;
  • босс-терапия;
  • нейропсихологическая коррекция;
  • лечение с помощью медикаментозных препаратов.

Психолого-коррекционной работой занимается психотерапевт или психолог. Медикаменты может назначать только невропатолог, невролог или психиатр.

Что такое гиперактивность у детей?

Психологическая коррекция СДВГ

У гиперактивного ребенка очень много энергии. Направив ее в правильное русло, можно добиться превосходных результатов. Умеренная физическая активность поможет обуздать эмоции. Доктор Комаровский считает, что ребенку полезны:

  • занятия в спортивной секции;
  • занятия боевыми искусствами;
  • танцы;
  • пешеходный туризм.

Подобные меры помогут отрегулировать активность и приучить к внутренней дисциплине.

Советы родителям

Родителям нужно осознать, что ребенок имеет отклонения от психологической нормы. Отговорки вроде «этот ребенок – индиго» или «он избалован» не действуют. Родители их используют как своего рода психологическую защиту.

Психологу важно мягко и ненавязчиво подвести родителей к тому, что их ребенок страдает СДВГ. Родителям важно осознать, что гиперактивность легко откорректировать.

Воспитателям, матери и отцу необходимо проявить максимум терпения, внимания и заботы.

Что такое гиперактивность у детей?

Гиперактивный ребенок дома

Важно! Родительский крик – это первый враг в отношениях с ребенком. Подобная реакция вызовет у него дальнейший всплеск агрессии.

Памятка родителям гласит, что для ребенка нужно создать максимально благоприятную среду. Им нужно смочь понять его. Малыш должен почувствовать родительские тепло и заботу. Только так он научится контролировать собственные эмоции и сможет повысить самооценку.

Когда обращаться к врачам

К врачу нужно обращаться как можно раньше. Ребенку может потребоваться помощь уже в возрасте 2-3 лет. Синдром гиперактивности не поддается лечению. Это не значит, что его нельзя корректировать. Поведенческая и медикаментозная терапия помогает повернуть детское развитие в нормальное русло.

Источник: https://kpoxa.info/sovety-mamam/giperaktivnyj-rebenok.html

Гиперактивный ребенок

Что такое гиперактивность у детей?

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

СДВГ — синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей.

Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого».

У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Что такое гиперактивность у детей?

Гиперактивный ребенок

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом.

Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно — ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге.

Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами.

В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:

  • патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
  • употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
  • асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
  • инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный — преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет.

Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр.

Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.
Читайте также:  Что такое тремор рук у детей?

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте — дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога. Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода.

Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).

С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях.

Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ.

Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения.

При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/ADHD

Сдвг у ребенка. причины, симптомы, лечение и профилактика сдвг у детей

Причиной психологических и поведенческих расстройств у ребенка может выступать синдром дефицита внимания, который часто сопровождается гиперактивностью.

По статистике нарушения работы ЦНС, провоцирующие чрезмерную подвижность, невнимательность и раздражительность детей, диагностируются у мальчиков в 5-6 раз чаще, чем у девочек.

Патологические изменения в поведении поддаются терапии, а методы психологической коррекции способствуют успешной адаптации ребенка в обществе.

Что такое гиперактивность у детей?

Причины появления у детей СДВГ и его симптомы

Проведенные научные исследования позволяют выделить несколько причин и факторов, провоцирующих появление у детей СДВГ:

  • Наследственность — генетическая предрасположенность в 50% случаев;
  • Полученные микротравмы и повреждения ЦНС эмбриона вследствие патологий беременности и внутриутробных инфекций;
  • Осложненные и преждевременные роды;
  • Алкогольный синдром плода, курение и употребление будущей матерью токсичных веществ;
  • Перинатальная гипоксия новорожденного;
  • Прием в пищу еды, выращенной с применением пестицидов;
  • Окружение и воспитание малыша — нездоровая остановка в семье: частые скандалы, крики, демонстрация близкими примеров нетерпимости в отношении других людей;
  • Наличие у ребенка астмы, аллергии, хронических заболеваний, которые усиливают внутренний дисбаланс и отрицательно влияют на его поведение и социализацию.

За проявление эмоций, оценку ситуации и прогнозирование последствий своих поступков отвечают лобные доли головного мозга. Контроль движений, обучение, а также развитие и функционирование речи, памяти, мышления и внимания обеспечивается работой базальных ядер.

У детей с СДВГ функционирование данных областей мозга нарушено. Это происходит из-за блокировки поступающими в организм вместе с едой пестицидами важного для нервной системы фермента — ацетилхолинэстеразы.

Следствием нарушений также является ослабление действий нейромедиаторов, отвечающих за передачу информации между различными структурами головного мозга.

Основные симптомы СДВГ у ребенка

  1. Повышенная речевая и двигательная активность. Малыш чрезмерно болтлив, постоянно издает нечленораздельные звуки (хмыкает, хрюкает, покашливает, тяжело и громко вздыхает), говорит резко, прерывисто и часто заикается.Ребенок не может спокойно усидеть на месте даже в короткий промежуток времени — он крутится на стуле, совершает непроизвольные движениями плечами, кистями рук и стопами ног, хлопает в ладоши.
  2. Импульсивность поведения. Ребенок беспричинно совершает хаотичные движения, постоянно пытается куда-то убежать, залезть, запрыгнуть, а также плохо и мало спит. Во время школьного урока дети с СДВГ часто встают со своего места и бесцельно ходят по классу, отвечают на вопросы учителя, не задумываясь и не дослушав до конца.
  3. Дефицит внимания — отсутствие возможности сконцентрироваться на чем-либо, как следствие — плохая успеваемость в школе. Гиперактивные дети не в состоянии совершать цепочку из последовательно идущих действий, соблюдать правила, придерживаться инструкций, они не владеют навыками самоорганизации.
  4. Неуравновешенность, вспыльчивость и агрессивное поведение в отношении окружающих людей из-за запоздалого эмоционального развития в возрасте 5-6 лет.
  5. Нервный тик (подергивание мышц лица и тела, мигание глазами), головные боли, наличие беспричинных страхов и фобий.

Насторожить родителей должна небольшая задержка в развитии у малыша 1-3 лет речи, наличие неловкости и неуклюжести на фоне ровесников, которые уже овладели положенными для этого возраста моторными навыками.

Из-за известного периода развития детей, именуемого кризисом 3-х лет, особенности поведения малыша списываются на нигилизм, строптивость и негативизм переломного возрастного момента. Однако часто расторможенность и неуправляемость являются симптомами гиперактивности и СДВГ. При наличии нервного тика самым ранним нарушением является постоянное откашливание, не спровоцированное физиологическим дискомфортом и болями в горле. Непроизвольные, регулярно повторяющиеся движения мышц лица и тела со временем становятся более сложными — ребенок начинает постоянно теребить нос, поправлять челку, похлопывать себя по животу или дуть на ладони.

У детей может наблюдаться гиперактивность без СДВГ. Такой малыш часто суетлив, легкомысленен, многословен, желает все время находиться в центре внимания. Эти черты характера и поведения провоцируют тягу к авантюрам и неоправданному риску, что приводит к созданию опасных для жизни и здоровья ситуации.

Синдром дефицита внимания не всегда сопровождается гиперактивностью. В этом случае у детей не наблюдается явно выраженного поведенческого расстройства, однако ребенок с таким диагнозом не слушает собеседника, не реагирует на замечания, не может сосредоточиться и выполнить задание, быстро забывает смысл услышанного.

Что такое гиперактивность у детей?

Лечение и профилактика синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей

Вовремя не диагностированный СДВГ может спровоцировать у ребенка появление в будущем негативных особенностей психики, которые не будут поддаваться коррекции.

От 25% до 45% детей с синдромом очень рано начинают употреблять алкоголь, принимать наркотики, совершают попытки к суициду, а 20% демонстрируют физическую агрессию в адрес окружающих.

Гиперактивный ребенок имеет сложности с социальной адаптацией, во взрослом возрасте у человека с СДВГ часто не складывается личная жизнь.

Диагностика синдрома происходит в процессе наблюдения неврологом, детским психологом или психиатром за поведением юного пациента. Врач делает выводы после бесед с родителями, которые высказывают свои опасения и мнение о развитии малыша, а также на основе результатов МРТ головного мозга, электроэнцефалограммы и анализов крови:

  • На гормоны щитовидной железы;
  • Наличие свинца при вероятности интоксикации организма;
  • Определения уровня железа для исключения развития анемии.

Врач выясняет детали течения беременности и родов, уточняет список перенесенных малышом заболеваний. С ребенком проводится специальное психологическое тестирование.

После постановки диагноза назначается медикаментозное лечение с применением трициклических антидепрессантов, психостимуляторов и препаратов, содержащих атомоксетина (томоксетина) гидрохлорид.

Психологическая коррекция как часть лечения и профилактики появления синдрома включает в себя применение различных педагогических мер, направленных на преодоление ребенком сложностей общения с окружающими. Детей с СДВГ необходимо чаще хвалить и обращать внимание на положительные черты их характера.

Малыша с 2-х лет нужно приучать к распорядку дня, а к 5 годам организовать ему личное жизненное пространство (уголок или отдельную комнату). Гиперактивым детям рекомендуют чаще гулять на улице, ходить на занятия в спортивные секции, чередовать спокойные настольные игры с подвижными.

СДВГ часто встречается у современных детей и не должны пугать родителей. Эти синдромы давно изучены учеными и хорошо поддаются коррекции и терапии.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Источник: https://vse-pro-detstvo.ru/razvitie_rebenka/sindrom-giperaktivnosti-u-detey

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector