Как научить ребенка жевать твердую пищу?

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

Жевательный рефлекс очень важен для малышей, этот навык помогает формировать речевые навыки и укрепляет челюстно-лицевой аппарат. Родители должны знать, что делать, чтобы научить малыша жевать, если это не произошло вовремя.

Временные рамки формирования навыка

Жевательный рефлекс у детей должен появиться еще до перевода на твердую пищу (обычно это рекомендуется делать после 12-18 месяцев).

Первые попытки у малышей проявляются около 6 месяцев (иногда раньше), на этом этапе своего развития ребенок усердно тянет в рот руки и разные предметы, пытаясь грызть их. Так он не только чешет десны (этот период обычно совпадает с прорезыванием первых зубов), но и тренирует способность жевать.

Через некоторое время инстинкт может угаснуть, поскольку первые несколько зубов будут мешать выполнять жевательные движения. Однако годовалый ребенок вновь начинает проявлять интерес ко взрослой пище, и задача родителей — развить его.

К 2 годам малыш должен уметь есть полутвердую и твердую пищу, если в 24 месяца кроха продолжает питаться пюре и кашами, категорически отказываясь даже от мягких котлет, пора бить тревогу и что-то предпринимать.

Почему ребенок не жует в положенное время

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

Причины отсутствия жевательного рефлекса:

  1. Рано завершившееся грудное, смешанное или искусственное вскармливание с рождения.

Доказано, что дети, питающиеся исключительно грудным молоком, имеют более развитый челюстной аппарат, раньше овладевают речью и не испытывают трудностей при переходе на твердую пищу. Дело в том, что для получения молока из материнской груди им приходится прикладывать большие усилия, напрягая язык и остальные мышцы. Дети же, получающие смесь, привыкли к легкому получению пищи.

  1. Неправильно организованное кормление.

Рацион ребенка должен составляться согласно графику, разработанному педиатрами. Пищу, измельченную кусочками, рекомендуется вводить после 9 месяцев, но не позднее года.

Естественно, после жидких каш и пюре, малыши тяжело воспринимают такой вид пищи: выплевывают, глотают кусочки либо вовсе отказываются от еды. Заботливые и любящие родители стремятся обязательно накормить свое дитя, поэтому продолжают измельчать продукты блендером долгое время.

Ребенок привыкает не прикладывать усилий, чтобы наесться, поэтому в 2 года продолжает есть пюре из баночек. То же самое можно отнести и к родителям, у которых мало свободного времени, чтобы вовремя научить малыша жевать.

  1. Отсутствие приспособлений для облегчения прорезывания зубов на первом году жизни.

Малыш теряет жевательный рефлекс к одному году полностью в этом случае.

  1. Лень ребенка, появившаяся из-за потакания родителей его капризам.Как научить ребенка жевать твердую пищу?

Малыш начинает плакать, когда получает твердую пищу, и мама сразу дает ему пюре.

  1. Резкое переведение ребенка на твердые виды пищи.

Такой процесс вызывает стресс у детей, и они категорически отказываются от любой еды.

  1. Чрезмерная активность малыша.

Такие дети постоянно находятся в движении, привыкают есть очень быстро, чего с твердой пищей сделать невозможно.

  1. Введение прикорма позже положенного времени (после полугода).

Ребенок привыкает пить смесь из бутылочки или молоко из материнской груди.

  1. Заболевания органов пищеварительного тракта, воспалительный процесс во рту или гортани.

Причиной того, что малыш не может в положенное время жевать твердую пищу, могут быть отклонения в физическом развитии, слабость мышц лица. Дети с такими проблемами сегодня не редкость. Связано это с плохой экологической ситуацией, генетикой, питанием и образом жизни будущих мам либо осложненными родами.

Так ли важно уметь жевать твердую пищу для ребенка?

Некоторые родители настолько любят своих детей, что не считают нужным заставлять их есть после года твердую пищу и готовы ее измельчать долгое время.

На самом деле умение жевать в 1-2 года заложено природой и способствует формированию:

Отсутствие нагрузки на десну снижает активность кровообращения, зубы растут слабыми, может сформироваться неправильный прикус и начаться проблемы с зубами в будущем.

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

В процессе жевания пища смачивается слюной, которая запускает процесс синтеза ферментов и улучшает пищеварение.

Если малыш получает только мягкие, жидкие продукты, желудок начинает лениться и через определенное время возникают проблемы с пищеварением: гастриты, частые несварения.

Кроме того, дети, не научившиеся жевать вовремя, рискуют вырасти психологическими манипуляторами, им тяжело будет ориентироваться в детском коллективе.

Как научить жевать годовалого ребенка

Сегодня больше половины детей не умеют жевать к 2-х летнему возрасту.

Развивать этот навык нужно с полугода:

  1. Купить красивые прорезыватели (несколько видов).

Ребенок должен не только снимать напряжение с десен, но и учится жевать. Главное, не забывать следить за их чистотой и регулярно мыть.

В качестве знакомства с пищей вместо прорезывателя можно дать небольшую баранку, кусочек моркови, яблока. В процессе жевания деснами, малыш будет получать маленькие кусочки лакомства. Так малыш поймет, что получить новый вкус можно самостоятельно.

При этом родители не должны оставлять детей без присмотра. Баранки достаточно хрупкие, могут раскрошиться, мелкие кусочки способны перекрыть органы дыхания.

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

  1. Приучать к новым продуктам постепенно.

Не стоит резко начинать кормить ребенка супом, как у взрослых. Часть привычного питания нужно заменить кусковым, например, оставить в пюре несколько небольших кусочков картофеля или украсить кашу свежими фруктами.

Не нужно сразу давать малышу крупные куски, можно измельчить продукты на терке, ножом или просто размять вилкой. Это не относится к мясным продуктам: ребенок может не разжевать волокна и подавиться. Лучше предложить ему суфле или паровые котлеты и тефтели.

Обычно этих мер достаточно, чтобы дети в полтора года полностью овладели жевательными навыками.

Более подробно о том, как научить малыша жевать твердую пищу разными способами, можно узнать, посмотрев видео.

Срочные меры

К сожалению, некоторые дети и в 2-3 года не могут есть твердую пищу. В первую очередь такого ребенка нужно показать педиатру для исключения возможных патологий.

Если малыш полностью здоров, и отказ самостоятельно жевать связан с ленью или избалованностью, решить проблему можно, но придется запастись терпением.

Есть несколько способов, как научить жевать детей после 2 лет:

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

В игровой форме покажите малышу, как нужно жевать, можно устроить соревнование.

Главное, сохраняйте спокойствие, не будьте излишне строги и не ругайте, а тем более, не наказывайте за неудачу.

  1. Пригласите в гости детей.

Или старше или ровесников, уже овладевшими навыками жевания. Глядя на них, вполне вероятно, что малыш начнет повторять.

  1. Уберите из рациона пюреобразную пищу.

Предложите ребенку измельчить овощи или фрукты самостоятельно. Скорее всего у малыша не хватит сил сделать это самостоятельно, помогите ему.

  1. Используя мягкие и вкусные продукты.

Например, натуральный мармелад или зефир. Разжевывать их очень легко, а вкус намного приятнее привычной еды.

  1. Не используйте блендер. Можно сказать, что он сломался.
  2. Оставляйте на видном месте вкусные продукты для перекуса: бананы, нарезанные яблоки.
  3. Освойте актерское мастерство.

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

  1. Сводите ребенка в детский развлекательный центр, зайдите в кафе и купите малышу новый для него продукт, привлекательный внешне.

Иногда причиной отказа от твердой пищи становится просто плохой аппетит. В этом случае можно попробовать такие способы:

  • больше времени проводите за занятиями, требующими физической активности;
  • вместо привычного сока предлагайте компоты из сухофруктов или отвар шиповника;
  • избегайте перекусов между приемами пищи.

Заинтересуйте ребенка едой: приготовьте новое блюдо, оформите необычно, как можно эмоциональнее продемонстрируйте, насколько оно вкусное. Научить жевать нужно как можно раньше, вся ответственность в этом ложится на родителей.

Категорически нельзя заставлять малыша есть твердую пищу, повышая на него голос или наказывая. Это вызовет стресс у него и страх перед самим процессом еды.

Другие дети могут начать проявлять характер и отказываться из-за обычного упрямства. Терпение и творческий подход помогут крохе освоить жевательный навык и подготовят к переходу в новый период жизни — детский сад.

Источник: https://dozhdalis.ru/kak-nauchit-rebenka-zhevat.html

Как научить ребёнка жевать твёрдую пищу и глотать её: советы Комаровского и других специалистов, фото, видео, отзывы

От количества и разнообразия пищи зависит запас витаминов и питательных элементов, поступающих в организм малыша. С рождения и до полугода в этом плане всё просто — его можно кормить или грудным молоком, или адаптированной детской смесью. Но с введением прикорма многие родители задаются вопросом: как научить ребёнка жевать и когда начинать давать ему твёрдую пищу.

Когда ребёнок начинает жевать самостоятельно

Жевательный рефлекс не является врождённым: он приобретается в процессе взросления. Это происходит не сразу: ни один младенец не начнёт кушать яблоки или печенье, до этого питаясь лишь молоком или смесью.

Процесс «научения» запускается с введением прикорма.

Несмотря на то что новые продукты даются малышу в виде однородных пюре, проглотить их сложнее, чем жидкую еду — для этого нужно задействовать язык, работать челюстями и губами.

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

Жевательный рефлекс начинает развиваться с введением прикорма

Жевательный рефлекс имеет огромное значение для развивающегося организма ребёнка:

  • влияет на формирование прикуса и овала лица (это связано с нагрузкой на челюстные мышцы, задействованные в процессе пережёвывания твёрдой пищи);
  • содействует пищеварению (стимулирует выделение слюны, которая, в свою очередь, участвует в образовании ферментов и желудочного сока);
  • способствует развитию речи (язык становится в нужное положение для правильного произношения звуков).

Часто логопеды настаивают на одновременном лечении ребёнка у ортодонта и гастроэнтеролога, которые помогают наладить процесс пищеварения и исправить форму челюсти. Если родители упустят время, малышу может потребоваться оперативное вмешательство, а также занятия с дефектологом для налаживания речи.

Учить малыша жевать нужно постепенно — резкий переход с жидкой пищи на твёрдую может стать причиной стресса и отказа от незнакомой еды. В этом вопросе главное — не упустить время.

Малыш старше 10 месяцев не должен постоянно давиться, принимая пищу. Это может сигнализировать о проблемах со здоровьем.

Условно этапы формирования рефлекса можно разделить на три возрастные категории:

  • 6–12 месяцев — это время введения прикорма, который начинается с пюре и жидких каш. Малыш, пытаясь распробовать и проглотить пищу, выполняет движения губами и челюстями, подобные жевательным. С 8 месяцев нужно оставлять в пюре маленькие комочки пищи (например, приготовленных на пару овощей), которые со временем будут становиться больше;
  • от 1 до 2 лет — к началу второго года жизни у малыша в среднем 6–8 зубов. В это время нужно поощрять его интерес к твёрдой пище. Некоторые мамы продолжают давать преимущественно жидкую и пюреобразную еду, но если не начать знакомить кроху с кусочками, в дальнейшем развить жевательный рефлекс будет сложнее;
  • с 2 лет — в норме ребёнок должен хорошо пережёвывать твёрдую пищу (в том числе свежие фрукты, мясо). Именно в два года начинается процесс развития зубочелюстной системы: правильного прикуса и жевательных мышц. Организм запоминает, сколько слюны, ферментов и желудочного сока нужно вырабатывать. Если к 2 годам малыш не может жевать, родителям необходима консультация врача.

После полугода можно давать ребёнку знакомый овощ или фрукт в ниблере. Для того чтобы выдавить сок, малышу понадобится совершать жевательные движения и достаточно сильно сжимать дёсны. Это стимулирует работу челюстных мышц, а на подсознательном уровне мозг запоминает нужные действия.

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

Ниблер — это специальная сеточка из плотного нейлона или силикона, внутрь которой можно поместить кусочки овощей или фруктов, хлеб, печенье

Читайте также:  Как отучить ребенка от укачивания?

Нормальная мама должна после того, как начинается прикорм, постепенно изменять консистенцию продуктов питания, делая их всё более густыми и включающими в себя всё большее количество твёрдых комочков. По этому же принципу идёт большинство цивилизованных производителей баночного питания.

В зависимости от возраста, на который ориентирована конкретная баночка с конкретным овощным пюре, консистенция и размер плотных комочков меняется. Печенье и яблоки перестают быть рискованными тогда, когда на долю продуктов, подлежащих жеванию, приходится более 50% суточного объёма еды.

Когда это произойдёт, сказать трудно, но мне кажется, что после полутора лет так уже должно быть обязательно.

Комаровский Е.О., педиатр, автор книг о детском здоровье

http://www.komarovskiy.net/faq/opasnost-tverdoj-pishhi-esli-malo-zubov.html

Ребёнок, который привык получать пищу только в жидком виде, не всегда сразу воспринимает более плотную консистенцию. Во многих случаях дети начинают выплёвывать еду, отворачиваться от предложенной ложки с новым блюдом или капризничают. При попытке накормить малыша встречаются следующие ситуации:

  • ребёнок категорически отказывается есть пищу кусочками — причинами могут быть лень (зачем жевать, если можно получить вкусную еду другим путём) или слишком резкий переход (кроха не понимает, что делать с попавшим в рот кусочком);
  • во время еды малыш часто давится — для него непривычно глотать пищу другой консистенции, но со временем он учится управлять языком и с помощью жевательных движений проталкивать кусочки в ротовую полость. Давать понемногу новые продукты нужно после основного кормления — сытый ребёнок не будет пытаться быстро утолить голод, а значит сможет ощутить новую консистенцию;
  • при попытке проглотить кусочек возникает приступ рвоты — это может происходить из-за неправильной техники кормления (мама слишком глубоко вводит ложку). Объём детской ложечки не должен быть более 3 мл, касаться ей нужно кончика или середины языка. Если приступы рвоты происходят часто, необходимо обратиться к неврологу и гастроэнтерологу, чтобы исключить проблемы со здоровьем;
  • ребёнок боится жевать и глотать — для такого страха всегда есть причина (раньше во время еды он сильно подавился и испугался, мама давала из этой ложечки горькое лекарство). В такой ситуации нужна консультация педиатра.

Не стоит давать ребёнку лекарства из той посуды, которая используется во время кормления — у малыша могут возникнуть неприятные ассоциации, ведь дети хорошо запоминают детали.

Преодолеть рвотный рефлекс во время кормления помогает специальный массаж.

Его могут делать логопеды, используя марлевую салфетку (ребёнок пытается выталкивать её изо рта с помощью языка) или деревянный шпатель (им нужно постепенно дотрагиваться до кончика языка, продвигаясь к корню). Так малыш привыкает к новым ощущениям и уже не испытывает позыва к рвоте при кормлении из ложечки.

Ребёнок старше 10 месяцев не должен постоянно давиться во время еды. Это может сигнализировать о проблемах со здоровьем.

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

Пищу кусочками нужно вводить постепенно, начиная с одной ложки в день и со временем заменяя жидкую еду твёрдой пищей

Если у ребёнка есть проблемы со здоровьем или особенности развития, сложности с процессом пережёвывания пищи могут быть связаны именно с ними: синдром Дауна, гипертонус мышц, недостаточное развитие мелкой моторики.

Синдром Дауна

«Солнечные дети» очень часто испытывают проблемы с формированием и развитием жевательного рефлекса. Это связано со снижением тонуса языка и челюстных мышц.

Практически у всех малышей с таким диагнозом наблюдается минимальная чувствительность в ротовой полости, то есть ребёнок плохо ощущает, какая пища попала ему в рот, не может задействовать язык и челюсти для её пережёвывания и глотания.

Как научить ребёнка с синдромом Дауна жевать

Особенным детям нужно помогать осваивать навыки жевания, так как сделать это самостоятельно им очень трудно:

  • при кормлении озвучивать все действия, показывать процесс жевания на своём примере, пытаться сделать так, чтобы малыш начал повторять эти движения;
  • выбирать продукты, которые нетрудно раскусить (например, бананы, мягкие груши);
  • помогать руками (дотрагиваться до щёк малыша, как бы провоцируя его работать челюстями, подставлять руку под подбородок, объясняя ему принцип жевания).

Чтобы научить жевать ребёнка с синдромом Дауна, может уйти много времени и сил. Это большой труд, который будет вознаграждён искренней улыбкой «солнечного» малыша.

Другие факторы, влияющие на умение особенных детей жевать и глотать

Существует несколько распространённых причин, связанных со здоровьем, которые влияют на возможность ребёнка воспринимать твёрдую пищу:

  • проблемы с дыханием (аденоиды, заложенность носа в следствие респираторного заболевания);
  • пониженный тонус мышц (в том числе и мышц языка);
  • снижение чувствительности (дети с такой проблемой просто не ощущают пищу во рту);
  • патологии развития ротовой полости (чаще всего это врождённые дефекты, которые требуют оперативного вмешательства).

Для того чтобы ребёнок с особенностями развития научился жевать еду, нужна помощь медиков.

При отсутствии жевательного рефлекса не происходит образования желудочного сока и пищеварительных ферментов. Это может привести к развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

Нежелание жевать пищу может быть вызвано проблемами со здоровьем, которые требуют медицинского лечения

Как научить ребёнка жевать твёрдую пищу

Детские психологи и педиатры дают несколько рекомендаций, следуя которым обучение малыша жеванию и глотанию пройдёт легче:

  • использовать ниблер;
  • есть вместе с ребёнком (ставить тарелку малыша рядом со своей, чтобы он видел, как кушают родители);
  • позволять крохе изучать столовые приборы и играть с ними;
  • покупать специальные детские каши с кусочками фруктов или готовить их самостоятельно (промышленные продукты обычно дополнительно обогащены витаминами);
  • вместо блендера разминать пищу вилкой (так её консистенция будет не совсем однородной);
  • ни в коем случае не ругать ребёнка, если он выплёвывает еду и не хочет жевать. Нужно продолжать пробовать каждый день — со временем кроха поймёт принцип и привыкнет.

Учим малыша жевать твёрдую пищу — видео

Опыт родителей

Жевательный рефлекс очень важен для развития ребёнка.

Этот навык влияет не только на процесс пищеварения, но и на внешность: ортодонты обращают внимание, что недоразвитие челюстей, искривление прикуса и зубов могут быть следствием отказа от твёрдой пищи в определённом возрасте. Если при всех попытках родителей научить малыша жевать и глотать кусочки он не умеет делать это к двум годам, нужно обратиться к специалисту.

Источник: https://babyzzz.ru/0-1/17609.html

Как научить ребенка жевать твердую пищу

Некоторые малыши при введении в их рацион твердой пищи отказываются от нее, выплевывают, капризничают, хотя с удовольствием справляются с пюреобразными блюдами.

Это связано с неумением ребенка пережевывать еду, что вызывает беспокойство у родителей, заставляет их искать решение этой проблемы.

Их интересует, в каком возрасте малыш уже должен уметь жевать предложенную ему пищу? Как можно научить дитя жевать?

Почему дети не умеют жевать?

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

Некоторые мамы, боясь, что ребенок подавится, слишком долго кормят его перетертой, пюреобразной пищей. Это, несомненно, нарушает процессы развития челюстно-лицевого аппарата ребенка

Чаще всего в неумении малыша жевать твердые продукты виноваты его родители:

  1. Иногда мамы из-за опасения, что любимое чадо может подавиться, слишком долго кормят его протертой пищей, детским питанием из баночек. Излишняя осторожность не научит малыша жевать. Хотя с появлением первых зубов нет нужды в тщательном измельчении продуктов, следует оставлять мелкие кусочки. Более того, специалисты рекомендуют знакомить дитя с твердыми продуктами даже до появления зубов. Например, под контролем мамы можно давать малышу в руку очищенную морковь, а в рот он ее сам потянет. Если с рождения у младенца развит сосательный рефлекс, то уже к 8 месяцам появляется рефлекс жевательный – ребенок берет в рот, кусает игрушки и любой попавший в руку предмет.
  2. Считая, что грудное молоко – самое полезное питание для малыша, мама не вводит своевременно прикорм, игнорируя рекомендации специалистов о том, что в 6 месяцев маминого молока для правильного развития крохи уже недостаточно.
  3. Жевательным движениям десен учит и использование малышом прорезывателей зубов (резиновые кольца для массажа десен). Если родители не считают нужным купить в аптеке такое кольцо, это тоже затормозит обучение жеванию.
  4. Занятость или отсутствие терпения у мамы, так как приучать к «взрослой» пище малыша труднее, чем быстро накормить его привычным питанием. Один раз получив после капризов желаемую пищу, ребенок не будет стремиться научиться жевать, а будет и дальше рассчитывать на уступчивость родителей и пользоваться ею.
  5. Гиперактивность ребенка, который постоянно отвлекается, ест как бы на ходу, не сосредотачивая внимание на приеме пищи, с плачем требует продукты, которые не нужно жевать, легче съесть.

Конечно же, переводить ребенка на питание твердыми или неизмельченными продуктами следует постепенно, руководствуясь советами специалистов. Резкий переход будет стрессом для малыша, капризы только усилятся.

Обязательно ли уметь малышу к 2 годам жевать?

Некоторые родители считают, что незачем заморачиваться, прилагать какие-то усилия, чтобы научить малыша жевать. Дескать, подрастет – сам научится. Такое мнение ошибочно. Во-первых, отсутствие навыка жевания негативно скажется на развитии челюстно-лицевого аппарата и формировании прикуса.

Во-вторых, последствия могут быть еще серьезнее. С возрастом у ребенка происходит развитие всех органов и систем. Дальнейшее становление и расширение ферментативной способности получает и система пищеварения.

Поэтому переход на питание «взрослыми» продуктами, требующими жевания – процесс вполне физиологический.

Органы пищеварительного тракта постепенно привыкают к перевариванию твердой пищи. Растущему организму с повышением двигательной и умственной активности требуется больше питательных веществ.

Обеспечить возросшие потребности может только разнообразное питание с общего стола. Если малыш не приучен к употреблению обычных продуктов, то недостаток питательных веществ скажется на развитии всех тканей.

Будет страдать не только физическое, но и интеллектуальное развитие ребенка.

Когда у малыша должен уже быть навык жевания твердой пищи?

Молочные зубы вырастают у каждого малыша в разное время, так как развитие каждого ребенка проходит сугубо индивидуально. Умение жевать формируется в зависимости от характера получаемой пищи. При организации родителями правильного питания навык жевания появляется у крохи после 6 месяцев с появлением первых молочных резцов.

Читайте также:  Как выглядят соски на ранних сроках беременности?

А в год уже практически каждый ребенок может пережевывать небольшие кусочки овощей, хлеба, фруктов, мясных котлет. Только некоторые продукты могут составлять для него трудность.

В 2 года малыш при правильном развитии должен обязательно уметь самостоятельно жевать и глотать твердые продукты. Но если время упущено и в 2 года у ребенка такой способности нет, паниковать не следует.

Все еще можно исправить, нужно проконсультироваться с врачом и воспользоваться его рекомендациями.

Как правильно учить ребенка жевать?

Как научить ребенка жевать твердую пищу?Научиться жевать с минимальным риском подавиться поможет ниблер

Готовое детское питание облегчает для родителей решение вопроса о кормлении ребенка. Оно обеспечивает необходимыми веществами детский организм. Но увлечение питанием из баночек без учета возрастного ценза приводит к тому, что у малыша не сформируется жевательный рефлекс.

На форумах в интернете можно прочесть весьма неадекватные советы «опытных» мам по поводу данной проблемы:

  • Одни из них считают, что проблемы вообще нет: вырастет малыш и сам научится жевать любую пищу.
  • Другие предлагают применить так называемую шоковую терапию. Она заключается в том, что нужно перестать кормить ребенка, но при этом поставить в доступных для него местах еду, потребляемую взрослыми: поест сам, голод заставит.

Ничего хорошего такие советы не сулят, родительские ошибки они предоставляют исправлять самому ребенку, не задумываясь о последствиях. Если следовать первому совету, малыш будет недополучать необходимые вещества, что отрицательно скажется на его физическом состоянии и интеллектуальном развитии.

Использование родителями второго совета вызовет стресс у малыша, что может явиться причиной снижения иммунитета и развития различных заболеваний. Поэтому правильной тактикой родителей будет обращение к педиатру.

Специалисты предлагают для выработки у ребенка навыков жевания твердых продуктов руководствоваться такими советами:

  1. Известный педиатр Е. Комаровский считает, что в неумении малыша жевать и употреблять твердую пищу виноваты родители. Они должны проявлять терпение при формировании навыка. Не стоит ругать дитя и нервничать, если нет быстрого результата. Его и не следует ожидать, если родители упустили время. Кормление должно проходить в спокойной обстановке.
  2. Переход к твердой пище должен быть постепенным. Вначале нужно оставлять в пюре мелкие кусочки овощей, а в суп добавлять небольшие кусочки хлеба. Такая неоднородная пища будет способствовать обучению.
  3. Поможет в обучении использование ниблера – специального приспособления в виде ситечка. В него можно вставить кусочек овоща или фрукта и дать его ребенку, который мог бы не только сосать этот кусочек, но и кусать его без риска подавиться. С года кусочки овощей и фруктов можно давать малышу в ручку, но в присутствии взрослых.
  4. Заинтересовать ребенка новой пищей можно, используя яркую ложечку или тарелочки с картинками. Положительные эмоции будут помощниками в обучении. Но смешить или развлекать малыша за едой нельзя.
  5. Повысить интерес к твердой пище можно и личным примером: родители и старшие братья или сестры едят «взрослую» пищу, не забывая расхваливать ее, рассказывать, как это вкусно.
  6. С ребенком можно посетить детское кафе в развлекательном центре. Увидев, с каким удовольствием поглощают еду другие дети, ребенок может и сам захотеть попробовать ее. К тому же можно ребенку объяснить, что привычного питания из баночек в кафе нет.
  7. Для закрепления навыка можно привлечь дитя к приготовлению блюда, что повысит интерес к нему. Например, дать ему пластмассовую вилку с тупыми зубчиками и предложить самому разминать пюре. Понятно, что кусочки овощей останутся, малыш в процессе приготовления будет есть их.
  8. Доктор Е. Комаровский советует предложить ребенку вначале банан, мармелад или зефир. Малышу придется их жевать, а затем уже перейти к продуктам твердым – баранкам, печенью, мясу. Ощутив приятный вкус, ребенок будет продолжать откусывать кусочки продукта.

Особенности кормления детей, родившихся с дефектами

Значительно труднее научить жевать детей с выраженными особенностями развития – с ДЦП, болезнью Дауна, умственной отсталостью и т. д. Поможет родителям консультация соответствующего специалиста и такие советы:

  1. Зацикливаться на основном заболевании и считать, что такого ребенка нельзя научить, родителям не следует. Обучить навыку жевания можно, просто для этого придется приложить больше усилий и настойчивости.
  2. Терпение потребуется на более продолжительный период обучения. Ребенку нужно будет и рассказывать, и наглядно демонстрировать с ми, как откусывать, жевать и глотать пищу.
  3. Необходимо обеспечить удобство для ребенка во время приема пищи, использовать для этого соответствующую мебель и посуду.
  4. Разрешать малышу рассматривать продукты, трогать их. Следует поощрять проявление интереса (к пище, к посуде или столовым приборам), любопытства, инициативы. Показывать, как пользоваться, например, понравившейся ложечкой, придется неоднократно, к этому родителям нужно быть готовыми.
  5. Обучение следует начинать с продуктов мягких, которые легче жевать (банан, мармелад и др.). Переход к другой, более твердой пище должен быть постепенным.

Резюме для родителей

Учить ребенка жевать родители должны еще во 2-м полугодии его жизни при своевременном введении прикорма. Если малыш научится жевать мясную котлетку, небольшие кусочки хлеба, то и с твердыми продуктами проблем не будет.

Но если родители не уделяли должного внимания в плане подготовки ко «взрослой пище», то и к 2 годам ребенок не сможет питаться ею. Родителям придется заняться его обучением, чтобы сформировать навыки жевания. Ситуация исправимая, хоть и трудоемкая.

Врач-педиатр Е. О. Комаровский рассказывает, как научить ребенка жевать:

Врач-диетолог С. Г. Макарова рассказывает, когда можно давать ребенку пищу кусочками:

Поделись в соцсетях

Источник: https://babyfoodtips.ru/20205647-kak-nauchit-rebenka-zhevat-tverduyu-pishhu/

Как научить ребёнка жевать?

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

  • Одни говорят, что у их ребёнка не получается это делать, другие – что он умеет, но просто не хочет и ленится, а третьих беспокоит то, что малыш очень непоседливый и не может проявить даже чуточку терпения, чтобы как следует всё прожевать.
  • Как бы то ни было, эта проблема может встречаться даже у детей 4-5 лет и в более старшем возрасте.
  • Приведём основные способы того, как научить ребёнка жевать твёрдую пищу.

Под навыком жевания подразумевают умение малыша самостоятельно измельчать твёрдую пищу во рту и глотать её. Считается, что чем раньше сформируется этот навык, тем лучше.

Когда у грудничка начинают чесаться дёсны и он тянет всё в рот, пытается кусать и грызть – это и есть период для развития умения жевать.

Родителям важно не пропустить это время и, ещё до появления первых зубов, давать малышу прорезыватели, сушки, чтобы он, с помощью твёрдых предметов, понемногу привыкал прилагать усилия для жевания, напрягая нужные мышцы.

Почему возникают проблемы с жеванием?

Основные причины того, что ребёнок не жуёт твёрдую пищу:

  • Позднее введение прикорма;

Некоторые родители оттягивают момент знакомства малыша со взрослой пищей, полагая, что ему вполне хватает грудного молока (читайте статью по теме: Таблица прикорма ВОЗ>>>).

Но к твёрдой консистенции еды грудничку привыкнуть нелегко, на это требуется довольно много времени, поэтому промедление с введением прикорма часто становится причиной того, что ребёнок не хочет жевать еду, подаваемую кусочками.

  • Длительное преобладание в рационе малыша пюреобразной пищи;

Многие мамы боятся того, что ребёнок подавится или не сможет проглотить твёрдую пищу, поэтому долгое время кормят его протёртой или полностью размятой едой, а также злоупотребляют баночным пюре (это ведь так удобно!).

Безусловно, это расслабляет и никак не способствует тому, чтобы ребёнок научился жевать пищу. Изучите статью Как давать первый прикорм малышу>>>.

  • Регулярное кормление через бутылочку, а не с ложки также зачастую приводит к лени и сложному привыканию к твёрдой пище;
  • Чрезмерная активность ребёнка. Непоседе сложно усидеть долго на одном месте и сосредоточиться на пережёвывании пищи (о том, как найти подход к активным деткам, можно узнать из статьи Ребенок-холерик>>>);
  • Нежелание родителей уделять много времени вопросам кормления и обучения малыша навыкам жевания;
  • Кормление через силу. Когда ребёнка принуждают есть то, что он не хочет, то, вследствие отсутствия аппетита, он может пытаться быстрее проглотить пищу.

Почему важно научить ребёнка жевать твёрдую пищу?

  1. Хорошо пережёванная пища лучше усваивается организмом;
  2. Чем лучше еда пережёвана и смочена слюной, тем легче проходит процесс пищеварения;
  3. Чем тщательнее малыш жуёт, тем лучше ощущает вкус еды, что поддерживает его пищевой интерес и формирует вкусовые пристрастия;
  4. Вместе с умением жевать, ребёнок приобретает навыки глотания. Он учится определять, какой объём пищи сможет съесть за один приём и, если что-то пошло «не туда», то избавиться от лишнего количества;
  5. Тренировка челюстно-лицевых мышц способствует развитию речи. Чем больше малыш жуёт, тем лучше это сказывается на произношении им звуков и слов.

Изучите статью Как правильно кормить ребенка?>>>

К чему приводит неумение ребёнка жевать пищу?

  • Затрудняется процесс переваривания пищи, поскольку она попадает в организм недостаточно измельчённая и смоченная слюной. Вследствие этого, ферменты и желудочный сок не вырабатываются в нужном количестве;
  • Происходит ослабление зубов. Они могут стать более шаткими и выпасть раньше срока;
  • Отсутствует тренировка мышц языка, что может привести к замедлению развития речи (узнайте, когда ребенок начинает говорить?>>>);
  • Закрепляется стойкая привычка есть полностью однородную пищу, малыш ленится жевать и отказывается от твёрдых кусочков.

Способы приучения ребёнка к жеванию

  1. Думая о том, как научить ребёнка жевать и глотать пищу, в первую очередь обратите внимание на своё поведение. Какой пример вы подаёте?

Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде.

Садитесь за стол вместе с ним и демонстрируйте на личном примере, как тщательно нужно жевать, не торопясь и не набивая «полный рот».

  1. При введении прикорма нужно постепенно приучать ребёнка к более твёрдой консистенции пищи;
  • Сначала все блюда даются в виде пюре (в 6-7 месяцев), можно добавлять крошечки еды и несколько мягких кусочков;
  • Затем к 8-9 месяцам пищу уже можно разминать ложкой или вилкой, включать в неё маленькие полутвёрдые частички и мягкие крупные кусочки;
  • В 11-12 месяцев предлагайте малышу твёрдую пищу, чередуя её (но не смешивая в одной тарелке) с пюре. Так, уже в год можно научить ребёнка хорошо жевать разные продукты.
Читайте также:  Как часто можно ставить глицериновые свечи новорожденным?

Чтобы научить ребенка уже к году жевать кусочки, не давиться и кушать аккуратно, посмотрите схему введения прикорма по схеме, предложенной в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку>>>

  1. Постарайтесь не показывать малышу свой страх того, что он подавится и не сможет проглотить кусочки еды. Дети чувствуют наше настроение и тоже могут начать бояться и отказываться от «опасной», на их взгляд, пищи.

Соблюдайте правила безопасности, когда знакомите ребенка с твердой пищей, никогда не оставляйте ребенка одного наедине с твердым куском еды.

  1. Если малыш всё же сам боится подавиться и отказывается от твёрдых кусочков, заверните один из них в марлю (или положите в ниблер) и дайте ему пожевать;

Это может быть ломтик яблока, груши, хлеба или какого-либо овоща. Так ребёнок понемногу будет привыкать к твёрдым кусочкам и перестанет их бояться.

  1. Массаж языка поможет преодолеть рвотный рефлекс и выталкивание пищи изо рта. Его можно делать через салфетку или специальной щёточкой в первые месяцы приучения к жеванию;
  2. Постарайтесь превратить процесс жевания пищи в увлекательное занятие;
  • Например, придумать какую-нибудь легенду, почему нужно хорошо прожевать всё, что лежит в тарелке или устроить соревнование, кто дольше будет «работать зубками»: малыш или мама;
  • Пусть каждый раз, как только ребёнок хорошо справится с заданием и тщательно прожуёт пищу, животик поблагодарит его за то, что он помогает переваривать еду и получать много витаминов из неё.

Конечно и в 2 года можно научить ребёнка жевать. Но всё же в этом процессе важна внимательность и последовательность.

Чем раньше вы начнёте уделять время приучению малыша к жеванию, тем эффективнее и быстрее он освоит этот навык. Детям в 1,5-2 года можно давать длинные продукты, которые удобно держать в руках и откусывать.

Для детей старше года есть свои приемы и хитрости при обучении ребенка жевать. Смотрите курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку>>>

  1. Учите малыша жевать с помощью тех продуктов, которые ему нравятся. Так ему будет приятнее подолгу держать их во рту и тщательно пережёвывать;
  2. Не предлагайте слишком большие порции, лучше добавить еду, в случае, если она понравится ребёнку и он захочет покушать ещё. Не давайте новую порцию, пока малыш не прожуёт предыдущую, не торопите его;
  3. Делайте артикуляционную гимнастику. Она будет способствовать укреплению челюстно-лицевых мышц и развитию речевого аппарата.

Каким бы сложным ни казался процесс приучения ребёнка к жеванию пищи, всё же подавляющее большинство детей успешно осваивают этот навык. При ваших грамотных и методичных действиях, ребенок обязательно освоит его.

:

  • Ребенок плохо ест прикорм
  • Педагогический прикорм
  • Мясо для первого прикорма

Людмила Шарова

Источник: https://uroki4mam.ru/kak-nauchit-rebyonka-zhevat

Как научить ребенка жевать

Развитие жевательного и глотательного рефлексов – это важный этап в развитии младенца. Навыки жевания позволяют предупредить поперхивание в более взрослом возрасте, улучшить развитие речевой функции, сохранить здоровье пищеварительного тракта. Мамы часто спрашивают у педиатров: как научить ребенка жевать, когда начать введение твердой еды.

Акт жевания – это процесс дробления и измельчения пищи при помощи жевательного аппарата.

Для нормального измельчения еды необходима слаженная работа мышц языка, челюстей.

У ребенка жевательный рефлекс начинает формироваться после 6-месячного возраста. К этому периоду малыш начинает все тянуть в рот.

К 9 месяцам у ребенка уже есть несколько зубов, поэтому он вполне способен начинать кусать ими хлеб, печенье.

Важно развивать интерес к пище в этот период, так как жевательный рефлекс может затихнуть.

К 12-месячному возрасту младенец уже хорошо кушает пищу, размятую вилкой, и суп с мелкими кусочками.

Во время этого периода необходимо снизить частоту употребления пюреобразной пищи, чтобы малыш не ленился жевать.

Функции акта жевания

  • Жевание в первую очередь необходимо для хорошего усвоения пищи, так как малыш растет очень быстро, ему требуются минеральные вещества, витамины, белки, жиры, углеводы.
  • При хорошем прожевывании еды витамины и микроэлементы быстрее всасываются в кровь через стенки кишки.
  • Другие функции:
  • Своевременное обучение акту жевания стимулирует навык глотания, предупреждает поперхивание во время еды после 1,5-2 лет.
  • Предотвращение развития заболеваний органов пищеварительного тракта за счет адекватного измельчения пищи.
  • Активация речевого центра, развитие артикуляционных мышц, стимуляция центра речи, предупреждение отставания речевого развития.
  • Поддержание пищевого интереса, формирование вкусовых пристрастий.
  • Предотвращение стоматологических болезней.
  • При своевременном начале обучения младенец нормально развивается, быстрее растет.

Причины трудностей в обучении

  1. Есть ряд детей, которые не могут научиться жевать.
  2. К основным причинам позднего развития жевательной функции относят:
  3. Позднее введение прикормов: своевременное введение прикормов готовит младенца к более грубой пище, тренирует мускулатуру языка, щек, формирует акт глотания.

  4. Длительное употребление ребенком еды с пюреобразной консистенцией: происходит из-за удобства использования покупных баночек, страха родителей, что малыш поперхнется, подавится.
  5. Длительное кормление кашами через бутылку, а не из ложки: тормозит развитие рефлекса к жеванию и глотанию.

  6. Гиперактивность грудничка: малыш не может сидеть спокойно во время трапезы, накормить из ложки в этом случае сложно.
  7. Отказ от еды и насильственное кормление.

  8. Отсутствие желания родителей кормить грудничка из ложки, перемалывать еду блендером, мять вилкой, так как эти манипуляции занимают много времени.
  9. Все эти мероприятия замедляют формирование жевательной функции.

Последствия несформированной жевательной функции

При несформированном жевательном рефлексе малыш плохо пережевывает еду. При этом всасывание микроэлементов и витаминов затрудняется.

Плохо измельченная еда способна повредить стенки пищеварительного тракта.

На переваривание крупных кусков требуется больше ферментных веществ, что приводит к перегрузке пищеварительных желез.

Во время акта жевания зубы нагружаются, что укрепляет пародонт (десны, корни зубов). Если малыш не жует еду, у него может развиться болезнь пародонта, кариес, выпадение зубов.

Полезные советы мамочкам: ПИТАНИЕ И НЕ ТОЛЬКО ПО МЕСЯЦАМ

Жевание тренирует мускулатуру, которая участвует в артикуляции (произношении речи).

При отсутствии полноценной жевательной функции возможна задержка речи. Дети начинают позже говорить, пропускать и заменять буквы, нечетко проговаривать слова.

Если жевательная функция не развита, у ребенка в приоритете сохраняется пюреобразная консистенция блюд. Это затрудняет дальнейшее обучение навыку.

Как научить ребенка жевать пищу

Чтобы научить грудничка жевательному навыку, следует подавать пример. Все члены семьи должны показывать, как нужно пережевывать еду.

  • При этом ребенку можно выдать кусочек хлеба, перемолотый вилкой картофель, тушеные овощи и другие виды продуктов.
  • Чтобы вызвать интерес к еде, рекомендуется садиться за стол всей семьей, не позвав малыша.
  • При громких разговорах о еде младенца заинтересует процесс приема пищи, он придет к столу сам.
  • Нельзя торопиться усаживать грудничка за стол, чтобы интерес разыгрался еще больше.
  • Другие моменты обучения:
  • Своевременное введение прикормов (сроки 4-6 месяцев).

После введения новой пищи пюреобразную консистенцию (4-7 мес.) постепенно меняют на кашицу с более крупными частичками пищи (7 мес.), далее просто измельчают еду вилкой (к 8-9-месячному возрасту).

К 11-12-месячному возрасту допускается предлагать младенцу твердую пищу. Блюдо в виде пюре дают отдельно от продуктов кусочками. Иначе ребенок выберет пюре, а не твердую еду.

Во время употребления твердой пищи малыш должен быть под присмотром, но не под пристальным надзором.

Чрезмерное внимание отталкивает малыша от еды. Не следует бояться, что грудничок подавится, так как малыш чувствует страх родителей.

Нормы потребления по возрасту

ВозрастКонсистенция, размер кусочков
4-6 мес. Пюреобразная консистенция или с крупинками по 0.3 мм в диаметре
8-9 мес. Пюреобразная консистенция с частичками по 1.5 мм
9-12 мес. До 3 мм
12-24 мес. Кусочки для глотания и прожевывания

На начальном этапе можно заворачивать кусочек пищи в марлевую тряпочку, дать младенцу.

Этот способ поможет натренировать мускулатуру. Для тренировки используют прорезыватели, сушки (большого размера).

Существует также современное приспособление «Ниблер». Он выглядит как ситечко. В сетку помещается кусок овоща или фрукта.

Малыш держит ситечко за ручку, пытается жевать. Крупные куски в рот не попадают.

После того как кусочек совсем смялся и измельчился, можно промыть ситечко, ошпарить, поместить туда другой кусок.

Продукты для тренировки жевания без приспособлений следует использовать те, которые младенец любит.

Это может быть яблоко, картофель, соломка, печенье, макароны, морковь, груша, кусочек котлетки и другие.

Для развития мускулатуры рекомендуется проводить массаж языка. Он помогает снижению выраженности рвотного рефлекса, улучшает работу язычных мышц.

Массажная процедура проводится в первый месяц обучения. Учить младенца рекомендуется в форме игры.

При успешном выполнении задания обязательно следует хвалить грудничка. Полезные советы:

Не следует давать очень большие куски. Их неудобно держать и кусать.

На тарелку продукты кусочками следует укладывать понемногу. Если малыш все съел, можно положить еще немного. Добавлять новую порцию следует только после того, когда он прожует предыдущую.

Обязательно проводить гимнастику по развитию артикуляции. Занятия повышают силу мускулатуры челюстно-лицевого аппарата.

При соблюдении этих правил ребенок быстрее научится пережевывать кусочки продуктов.

Процесс обучения жевательной функции достаточно длительный. При своевременной и постепенной смене консистенции пищи грудничок не заметит, как научится жевать.

Вся информация, размещенная на сайте, носит информативно – ознакомительный характер и не может быть использована для самолечения. Приобретя конкретные прикладные знания не экспериментируйте со здоровьем ребенка. При появлении симптомов заболевания необходима непосредственная помощь специалиста.
Никогда не принимайте решений без обсуждения вопроса с врачом — консультация педиатра обязательна!

Источник: https://PitanieDeti.ru/pitanie-do-3-let/pitanie-do-goda/pitanie-po-mesjacam/kak-nauchit-rebenka-zhevat.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector